Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая группа «Татнефть» расширяет сеть продаж газа в качестве моторного топлива. В этом и следующем году компания намерена открыть 23 автогазозаправки в ряде регионов России, включая Челябинскую область. Аналитики считают действия «Татнефти» логичными: вводя газовые заправки, «Татнефть», выпускающая на своем заводе «Танеко» традиционное автомобильное топливо, не конкурирует сама с собой, а диверсифицирует свою деятельность. Однако при этом в качестве рисков проекта они отмечают, что количество автомобилей на газе в России не превышает 10%. 

Как сообщили „Ъ” в ОАО «Татнефть», в текущем году компания намерена открыть автогазозаправку в Удмуртии, где, согласно данным на официальном сайте НК, она имеет пять АЗС, но прежде не торговала газом. В 2014 году «Татнефть» планирует запустить 22 газовых заправки в Татарстане, Чувашии, Марий Эл, а также в Челябинской, Самарской и Ульяновской областях.

В частности, в рамках реализации этих планов оператор автозаправок «Татнефти» — ее дочернее ООО «Татнефть-АЗС Центр» — намерен приобрести семь АГЗС у марийского бизнесмена Сергея Туманцева. Федеральная антимонопольная служба, у которой «Татнефть-АЗС Центр», уже имеющее две газовые колонки на семи своих АЗС в этой республике, запросил одобрения сделок, считает, что в результате компания «может занять доминирующее положение на розничном рынке сжиженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива, в ряде районов Марий Эл».

В связи с этим ФАС сделки одобрила с условием, что новый оператор будет обеспечивать «недискриминационный доступ потребителей к данному товару» и заранее в письменной форме информировать Марийское УФАС о каждом увеличении стоимости реализуемого сжиженного газа. Неисполнение предписания «является основанием для признания сделки недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа», предупредила ФАС.

На середину 2013 года «Татнефть» располагала 630 АЗС, в том числе 508 — в России. Из них, согласно данным на сайте «Татнефти», лишь 66 заправок в России, 4 в Белоруссии и 28 на Украине имеют блоки для реализации газомоторного топлива. В Татарстане таким оборудованием оснащены 32 АЗС «Татнефти».

Напомним, правительство Татарстана 26 апреля приняло 10-летнюю программу развития рынка газомоторного топлива, в соответствии с которой в регионе планируется строительство 60 газовых автозаправок. При этом по соглашению ОАО «Газпром» и правительства Татарстана в республике запущен пилотный проект по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, и «дочка» «Газпрома» — ООО «Газпром газомоторное топливо» — заявила о намерении вложить в 2013–2014 годы в создание сети из 10 АГЗС в Татарстане 1 млрд рублей. Как писал „Ъ” 5 сентября со ссылкой на слова первого заместителя генерального директора «Татнефти» Наиля Маганова, нефтяная компания «активно включается в эту программу» и планирует создать сеть из шести автогазозаправок: «сами или с помощью „Газпрома” на нашей территории».

Аналитики называют действия «Татнефти» по расширению сети газовых АЗС логичными. «Минэнерго России прогнозирует, что к 2030 году парк газомоторного транспорта увеличится в 25 раз, до 2,5 млн единиц. Также прогнозируется увеличение количества газовых заправок в 17 раз, до 3500 штук», — отмечает содиректор «Инвесткафе» Григорий Бирг. «„Татнефть”, следуя тенденции, ежегодно вводит в эксплуатацию порядка 10 газовых блоков, расширяя бизнес по заправке транспорта газом. В 2012 году „Татнефть” реализовала 111 тыс. тонн газопродуктов через свою сеть АЗС», — добавляет он.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что, вводя газовые заправки, «Татнефть», выпускающая на своем заводе «Танеко» традиционное автомобильное топливо, не конкурирует сама с собой, а диверсифицирует свою деятельность. При этом он полагает, что «вопрос снабжения „Татнефти” газом практически решен» благодаря соглашению Татарстана с «Газпромом». Однако господин Баранов отмечает в качестве рисков то, что «разговоры о том, что газ скоро вытеснит бензин в качестве моторного топлива, длятся уже не одно десятилетие, но газ остается нишевым продуктом, и количество автомобилей в России, использующих его в качестве топлива, в лучшем случае составляет 5–10%».