Россия в 2024 году нарастила сухопутный экспорт удобрений на 7%, до 3,2 млн тонн, при этом поставки в Европу выросли на 33%, до 0,5 млн тонн, а в Китай - снизились на 8%, до 1,3 млн тонн, говорится в исследовании "Имплементы", имеющемся в распоряжении ТАСС.
Основным каналом экспорта российских удобрений являются порты, однако на поставки железнодорожным транспортом через сухопутные погранпереходы пришлось в прошлом году 8% от общего объема экспорта.
Большая часть удобрений из РФ в Европу ввозится транзитом через Белоруссию. По подсчетам экспертов, в 2024 году выросли поставки как напрямую, так и за счет транзита. При этом основной прирост пришелся на Польшу, которая увеличила закупки на 72%, до 370 тыс. тонн, в основном закупая хлористый калий и комплексные удобрения. Также крупным потребителем стала Литва, которая за два года закупила 300 тыс. тонн российских удобрений.
На 77% выросли поставки удобрений в Белоруссию (300 тыс. тонн), в основном речь идет о карбамиде.
Главным направлением сухопутного экспорта удобрений РФ в 2023-2024 годах стал Китай. В 2023 году "Уралкалий" заключил с пятью китайскими компаниями контракт на железнодорожную поставку удобрений, и, по оценкам "Имплементы", в 2023-2025 годах может поставить таким путем около 4 млн тонн.
Страны Средней Азии нарастили сухопутный импорт российских удобрений на 1%, до 0,7 млн тонн, при этом 500 тыс. тонн пришлось на Казахстан, Монголию - 0,2 млн тонн (рост на 41%).
"Сухопутная поставка удобрений в Китай даже с учетом стоимости фрахта от Балтики до КНР в районе уровне $70 за тонну оказывается не выгодна как российским, так и белорусским производителям. Основной причиной продолжения экспорта по этому маршруту является физический недостаток специализированных мощностей перевалки удобрений в российских портах", - говорится в исследовании.