Соглашаясь на беспошлинную торговлю нефтью внутри союза, Россия не намерена дотировать экспортоориентированную переработку Белоруссии, говорил в октябре замминистра финансов Сергей Шаталов. Как рассказали «Ведомостям» чиновники двух ведомств, участвующих в обсуждении проблемы, сейчас есть как минимум три варианта изменения пошлины. Первый — унификация ставок на светлые и темные нефтепродукты на уровне около 60%. Второй — поднять ставку на темные нефтепродукты до уровня светлых (около 70%). Третий — повысить пошлину до 85-90% от нефтяной, этот уровень обеспечит примерную равнодоходность экспорта нефти и нефтепродуктов, говорил Шаталов.
Третий вариант предполагает субсидии нефтяным компаниям из бюджета, сказали «Ведомостям» несколько чиновников. По оценкам одного из них, субсидия может составить около 350 млрд руб. В 2009 г. бюджет получил 378,8 млрд руб. от пошлин на нефтепродукты, в январе — сентябре 2010 г. — 430,3 млрд руб. Идея обсуждается, подтверждает чиновник Минфина, но необходимых расчетов министерство пока не делало. Конкретных сроков принятия решения о повышении пошлины нет, «мы не связаны с 2011 г. никак», заявил Трунин.
Российские нефтяники привыкли к льготному налогообложению переработки в ущерб добыче. При нынешних ценах на бензин повышение пошлины до 90% лишит компании $10-12 млрд, оценивает управляющий директор IHS Cambridge Energy Research Associates Сергей Вакуленко. По расчетам Дениса Борисова из Банка Москвы — примерно $10 млрд (при цене $75 за баррель Urals).
Потери белорусской переработки от прекращения субсидирования составят около $1 млрд в год, считает Вакуленко. Российский бюджет, по расчету Борисова, при восстановлении объемов торговли до уровня 2009 г. за счет обнуления нефтяной пошлины на границах с Белоруссией и Казахстаном потеряет в 2011 г. до $8 млрд.
Если компании решат компенсировать потери повышением цен на бензин, внутренние розничные цены на 92-й бензин поднимутся до 40-45 руб. за литр, предупреждает Вакуленко. Зато цены на дизель могут серьезно упасть, замечает он: ведь вырастет его экспортный нетбэк, а дизеля производится в полтора раза больше внутренних потребностей.
По оценкам Вакуленко, экспортоориентированная переработка Белоруссии становится невыгодной уже при уровне пошлины в 75-80%. Сейчас Белоруссия экспортирует почти одни нефтепродукты. В 2009 г., переработав 23 млн т, страна экспортировала 15,5 млн т нефтепродуктов. Экспорт нефти из Белоруссии так мал, что не отражается в статистике.
Чиновники, с которыми поговорили «Ведомости», пока не знают, как делить субсидию между предприятиями, если она будет введена. Таких субсидий никогда не было и вводить их не следует, считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин: «Субсидии через нефтяные компании — это политические игры и запутывание отношений, которые должны быть прозрачными». Если правительство хочет, чтобы цены оставались низкими, надо напрямую субсидировать покупателей, добавляет он. Нефтяники участвуют в обсуждении вопроса по пошлинам, говорит сотрудник одной из компаний первой пятерки; цель чиновников понятна — заставить компании ускорить модернизацию НПЗ, добавляет он, но как это сделать, единого мнения нет. Представители «Роснефти», «Лукойла» и ТНК-ВР от комментариев отказались.ЗАО «Креон» совместно с ФГУ «Российское Энергетическое Агентство» объявляют о проведении 9 декабря 2010 г. в Москве Международного Форума «Нефтегазохимия для Энергоэффективности». Спонсор конференции: ОАО «СИБУР». Дополнительную информацию о предстоящем мероприятии Вы можете получить в Оргкомитете конференции по телефону +7 (495) 797-49-07 или на e-mail: org@creon-online.ru.