Апелляционная инстанция Арбитражного суда Татарстана признала недействительным прием московской компании IBH в состав коммандитного товарищества (КТ) «Нижнекамскнефтехим и компания», пишет «Коммерсант».

Коммандитному товариществу «Нижнекамскнефтехим и компания» принадлежало 18,3% голосующих акций ОАО «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ). В его состав в качестве полных товарищей входили ОАО НКНХ, ЗАО «ИК “Русско-американский инвестиционно-брокерский дом IBH“» и ЗАО «Олимпик Сити». Последний вскоре выбыл из товарищества по собственному заявлению. Делами КТ управляла IBH.

В конце 1999 года ЗАО ИК IBH было выведено из состава полных товарищей. Тогда же в состав КТ приняли ООО ИК IBH и утвердили новую редакцию учредительного договора товарищества, закрепившую эти изменения. Решение о включении ООО ИК IBH в коммандитное товарищество и стало предметом судебного разбирательства.

Иск в Арбитражный суд Татарстана подал вкладчик КТ Ильяс Гареев, посчитавший, что его права были нарушены, поскольку НКНХ принял ООО ИК IBH в состав КТ и изменил учредительный договор «в одностороннем порядке без ведома вкладчиков». По мнению И.Гареева, НКНХ не должен был включать ООО ИК IBH в коммандитное товарищество, поскольку оно не было правопреемником ЗАО с одноименным названием.

В декабре прошлого года Арбитражный суд Татарстана отказал вкладчику в удовлетворении иска, после чего Гареев обжаловал это решение в апелляционной инстанции.

Законность принятия в состав КТ компании IBH оспаривали и другие вкладчики товарищества. В апреле прошлого года вступило в силу решение Нижнекамского городского суда по иску вкладчиков КТ Сергея Савельева и Наиля Гильмутдинова о признании незаконности принятия компании IBH в состав полных товарищей.

Признание судом незаконности приема IBH в состав КТ означает, что московская компания после выхода из КТ не имела права управлять товариществом и совершать сделки, последствия которых являются еще одним предметом судебных разбирательств.

В частности, о своих претензиях на акции НКНХ, принадлежавшие товариществу заявили сразу две компании, с которыми представители IBH в начале 2004 года якобы заключили договор купли-продажи от имени товарищества. Первая из компаний — ООО «Аттард» (г. Королев, Московская обл.), не получив в трехдневный срок «своих» бумаг, потребовала у суда наложить арест на акции комбината. Правда, судебное разбирательство по поводу сделки с «Аттардом» было прекращено в декабре 2004 года, ввиду того, что суду не удалось установить факт существования договора.

Второй покупатель — кипрская Azul International Services Corp — инициировал прошлым летом судебное разбирательство о передаче 18-процентного пакета акций НКНХ, которое перенесено на июль этого года в связи с необходимостью выяснения местонахождения истца.