Международные стратегии на рынке РЗМ и потенциал России озвучила Софья Мангилева, эксперт компании «Яков и партнеры», на конференции Группы CREON «Редкие и редкоземельные металлы 2025».

Текущая добыча и запасы РЗМ распределены непропорционально, что создает потенциал развития новых игроков. Добыча редкоземельных металлов в Китае составила 270 тыс. т эквивалента редкоземельных оксидов, в США – 45 тыс. т, в Мьянме – 31 тыс. т, в Австралии – 13 тыс. т. США и Китай составляют 80% мировой добычи РЗМ. Однако по запасам РЗМ две страны занимают 52%, Бразилия – 24%, Индия – 8%, Австралия – 7%. 

Технологическое отставание США в себестоимости производства батарей делает их продукцию неконкурентоспособной относительно Китая. США и западные страны делают упор на ввод мощностей глубокой переработки и локализацию производств, использующих продукты РЗЭ. Существует отличие областей потребления РЗМ России и производства страны, что связанно с импортом отдельных крупных направлений – магнитов, говорится в телеграм-канале CREON Conferences

Применение продуктов глубокой переработки РЗЭ в производстве в России имеет потенциал за счет запуска производства постоянных магнитов.

Потенциал России: 

– Рост производства электромобилей в РФ до 10% от всех авто к 2030 г. и стратегия локализации компонентов (100-200 тонн РЗЭ; текущие батареи импортируются в собранном виде из Китая). 

– Рост оборонной промышленности как стратегического направления (лазеры, радары, управляемые ракеты, системы ночного видения, авионика и т.д.). 

– Рост ветрогенерации на 300%. План Росатома по производству 1 тыс. т постоянных магнитов к 2028 г. (что составляет 300 тонн в РЗЭ – 25% текущего потребления).