Индустрия пластмасс — один из ключевых и активно развивающихся сегментов российского химического комплекса. Производители пластиков обладают неплохими экспортными возможностями. Однако ряд проблем, связанных с тенденциями внутреннего и конъюнктурой внешнего рынков, не позволяют им занять устойчивые позиции в России и за рубежом. В 2003 г. производство пластмасс в России выросло лишь на 4,7 %, что в 1,5 раза ниже темпов промышленного роста. Развитие предприятий сдерживается антидемпинговыми ограничениями на экспорт ряда пластмасс из России, на внутреннем рынке расширяется присутствие иностранных компаний.

Сложившуюся ситуацию и способы преодоления названных проблем обсуждались на круглом столе «Рынок пластмасс — возможности для российских производителей». Мероприятие было организовано Рейтинговым агентством «Эксперт РА» совместно с компанией ICIS LOR, входящей в группу Reed Business Information Chemical Group, и собрало около 50 представителей российских и зарубежных компаний-производителей пластмасс, поставщиков оборудования и сырья для производства пластиков, специалистов торговых, лизинговых и инвестиционных компаний, а также представителей прессы.

Говоря о мировых тенденция на рынке пластиков, эксперт ICIS LOR Linda Naylor отметила, что в Европе происходит снижение объемов производства полипропилена, полиэтилена и полистирола и повышение цен на них. Причина этого — зависимость производителей полимеров от цен на углеводородное сырье. Из-за высоких цен на него в течение трех последних лет они практически не получают прибыли.

На нестабильность рынка влияет также неблагоприятная международная обстановка на Ближнем Востоке. В результате компании закрывают производства и уменьшают ассортимент выпускаемых пластиков. В частности, в июле BASF закроет часть производств и снизит количество сортов полистирола, собирается закрыть производство полистиролов Atofina, от нефтехимических предприятий избавляется British Petroleum, в сторону производства пластиков с высокой добавленной стоимостью продвигаются Solvay и Bayer. Чтобы обезопасить свой бизнес компании прибегают к таким методам как фьючерсные торги и форвардные сделки.

В Европе темпы роста потребления пластика снижаются и составляют в среднем 1,5 %. Наибольшие инвестиции сейчас вкладываются в развивающиеся рынки, на которых темпы роста потребления полимеров довольно высоки. Так, в СНГ этот показатель равен 7,5 %, в Индии — 7,2 %, в Китае, остающимся наиболее успешным, — 8 %. Причем перед Китаем даже стоит задача снизить темпы роста потребления пластика. Страна не успевает стоить новые перерабатывающие мощности и постоянно испытывает энегретический голод. Узбекистан, Казахстан, Азербайджан и Украина также активно развивают переработку пластиков, в частности, производство профильно-погонажных изделий, стеновых панелей и труб из ПВХ.

Дальнейшее повышение цен на нефть, как считает Linda Naylor, будет способствовать снижению потребления пластика на Западе и повышению роста на развивающихся рынках, что приведет к увеличению экспорта пластика западных производителей в эти страны. С этим утверждением согласились российские участники круглого стола. Председатель совета директоров ОАО «Пласткард» (г. Волгоград) Наталья Давыденко, рассказала о том, что российских производителей ожидает серьезная конкуренция со стороны зарубежных компаний. Так, например, в 2004 году ожидается рост потребления ПВХ от 8 % до 43 % по разным маркам. Спрос будет удовлетворен в большой степени экспортными поставками. Российских мощностей не хватает.

В числе проблем, по которым отечественные производители не в состоянии удовлетворить потребности рынка, изношенность фондов (порядка 70 %), максимальная загруженность производств и, как следствие, отсутствие резервов, повышение цен и тарифов на услуги естественных монополий, изменения в налоговом и экологическом законодательстве. Кроме того, российские производители испытывают трудности с углеводородным и другими видами сырья. Недостаточны и инвестиции в развитие производства.

Одним из возможных способов привлечения инвестиций ведущий специалист управления долговых ценных бумаг ИФК «Солид» Андрей Волков считает выпуск облигаций. По его мнению, преимущество этого метода — гораздо больший, по сравнению с кредитованием, срок заимствования, меньшая, чем у банков, ставка заимствования, отсутствии зависимости от одного кредитора и гибкое управлении данным финансовым инструментом через обращение облигаций на вторичном рынке. Правда, добавил г-н Волков, облигации могут использовать далеко не все химические предприятия. Законом предусматривается возможность выпуска облигаций лишь для компаний, имеющих годовой объем продаж не менее 1,5 млрд рублей.

По мнению главного экономиста ОАО «Саянскхимпласт» Михаила Федоренко, для развития полимерной отрасли необходимо привлечение бизнес-технологий, крупных партнеров в качестве инвесторов, а также государственное регулирование ряда вопросов, в том числе, снижения пошлин на ввозимое оборудование для строительства полимерных производств.

Практическое решение одной из проблем, названных участниками — недостаток инвестиций — было предложено на круглом столе. Представитель Сбербанка России привела примеры сотрудничества с российскими химическими компаниями и предложила подготовить инвестиционные проекты. Аналогичная инициатива была проявлена и некоторыми другими участниками мероприятия.