Несмотря на правительственный кризис, власти Германии готовы бороться за проект газопровода "Северный поток — 2", по которому российский газ пойдет в Европу в обход Украины. Немцы просят Еврокомиссию не мешать этому проекту и не переписывать базовые экономические нормы в угоду внешнеполитическим обстоятельствам. Но евробюрократия тоже не готова отступать. В Европарламенте сегодня завершается обсуждение доклада Еврокомиссии (ЕК) о состоянии Энергетического союза ЕС. В начале ноября ЕК предложила поправки к Газовой директиве Евросоюза, которые существенно ухудшают перспективы российского газового экспорта.
Идея поправок к газовой директиве заключается в том, чтобы все трубопроводы, идущие из третьих стран в ЕС, подпадали под правила так называемого Третьего энергопакета, согласно которым продавец топлива не может одновременно заниматься транспортировкой газа и должен обеспечить доступ третьих сторон к прокачке голубого топлива по своей трубе.
Чтобы стать реальностью, поправкам необходимо пройти обсуждение в Европарламенте и Совете стран ЕС, а утверждение их в этих органах вряд ли будет быстрым. Но они уже внесли серьезную неопределенность в юридическое пространство вокруг строительства "Северного потока — 2". Кроме того, нынешние формулировки поправки затрагивают и уже действующие транспортные системы, например первого "Северного потока", который работает на полную мощность и даже сверх того. Зампредправления "Газпрома" Виталий Маркелов сообщил, что поставки газа в Европу по нему превышают проектный уровень на 10%, на север Германии идет 164,7 млн куб. м в сутки.
Пол Коркоран, финансовый директор Nord Stream 2 (оператор проекта "Северный поток — 2"), заявил вчера, что поправки дестабилизируют юридическое поле, лишают инвесторов существующей определенности в юридической сфере. Вместе с тем он уверен, что поправки к директиве не повлияют ни на сроки реализации, ни на стоимость проекта.
"Газовая директива ориентирована на работу трубопровода, а процесс выдачи разрешений, процесс строительства трубопровода подчиняются национальным законам России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии", — сказал он. Он ожидает, что все необходимые разрешения от всех пяти стран будут получены к концу второго квартала следующего года, а строительство газопровода завершится в намеченный срок — к концу 2019 года.
Сегодня парламент Дании, как ожидается, примет закон, который даст правительству возможность запретить прокладку "СП-2" в своих территориальных водах. Впрочем, в "Газпроме" уже парировали, что просто обойдут их, изменив маршрут. По словам руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, альтернатива уже проработана — магистраль будет на 10 км длиннее, но это почти не скажется на экономике проекта.
Важным сигналом Европарламенту может стать и вчерашнее заявление вице-премьера Аркадия Дворковича, которое он сделал по итогам встречи с главой МИД ФРГ Зигмаром Габриэлем. По его словам, РФ и Германия солидарны в том, что "Северный поток — 2" должен реализовываться без применения Третьего энергопакета ЕС.
Прямую поддержку проекту высказал, находясь с официальным визитом в России, и президент Чехии Милош Земан: "На основе позиции Министерства промышленности и торговли я могу выразить поддержку Чешской Республики проекту Nord Stream 2". Я рад, что Чехия (в этом вопросе) имеет свою позицию и защищает свои собственные интересы". Из этих слов становится понятным, что на пути превращения предложений о поправках к Газовой директиве в закон могут встать непреодолимые препятствия, ведь при голосовании за него добиться единогласия, похоже, не получится.
Несмотря на объявленные США новые антироссийские санкции (в законе прямо заявлено о нежелательности участия в постройке "Северного потока — 2"), европейские партнеры "Газпрома" решили продолжить работу.
"Мы ознакомились с разъяснениями (по санкциям. — "НГ"), которые были опубликованы правительством США. Я думаю, что в первую очередь эти разъяснения ясно демонстрируют, что мы можем продолжать финансово поддерживать проект", — отметил Марио Мерен, глава компании Wintershall (немецкого участника проекта). По его словам, следующий денежный транш будет перечислен Nord Stream 2, как только от нее поступит запрос.
Германия наряду с Австрией и Италией является одним из основных бенефициаров стройки. Причем речь идет не только о гарантированных поставках газа после 2019 года, но и о выгоде от самого сооружения объекта, оцениваемого в 9,5 млрд евро.
"У европейского бизнеса большой интерес к проекту трубопровода — компании из Германии, Франции, Австрии участвуют в финансировании проекта. Существенную выручку получат и европейские подрядчики, которые обеспечат весомую часть работ по поставкам труб, их укладке, транспортировке материалов и оборудования, выполнению сопутствующих задач. Все это благоприятно скажется на ВВП европейских стран, позволит создать новые рабочие места. Таким образом, даже еще до начала поставок газа ЕС почувствует положительный экономический эффект для себя. Но несколько ревностно к этому относятся другие страны, которые по политическим причинам решили противодействовать строительству и теперь оказались в стороне от крупного проекта", — сказал завотделом Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.
Украина, которая опасается потерять после 2019 года из-за СП-2 доходы от транзита российского газа в Европу, решила по-научному рассказать о своих страхах американским законодателям: "Нафтогаз" подписал контракт с американской компанией Yorktown Solutions, которая за 37 тыс. долл. будет до конца 2017 года распространять нужные материалы для заседаний Конгресса и его комитетов, а также представителей исполнительной власти при администрации президента США и ведущих аналитических центров. Впрочем, как сообщают ресурсы, раскрывающие информацию о лоббистах в США, швейцарская Nord Stream 2 AG потратила на изложение своей позиции свыше 800 тыс. долл.
"Очевидно, что "Газпром" не может приветствовать Третий энергопакет, который мешает ему нормально вести бизнес в Европе. Холдинг работает над механизмами вывода своих проектов по доставке газа из-под регламентов энергопакета за счет получения исключений. Опыт есть: за счет выкупа аукционных мощностей компании удалось добиться почти полной загрузки системы OPAL (одно из двух сухопутных продолжений "Северного потока"), без резерва до половины мощности под несуществующих сторонних поставщиков газа, — пояснил Александр Пасечник. — "Газпром" сейчас занимает более трети рынка газа в ЕС. Однако задача значительно наращивать долю присутствия не стоит, приоритет — на удержание ниши и сохранение нынешней доли рынка".