Linde может выйти из проекта «Русхимальянса» (по 50% у «Газпрома» и «Русгаздобычи» Артема Оболенского) по строительству СПГ-завода мощностью 19,5 млн тонн в год в Усть-Луге. Linde в проекте выступает EPC-подрядчиком и поставщиком части оборудования. Немецкая компания, как утверждают собеседники «Ъ», уже вышла из СП с «Северсталью» по производству теплообменников, теперь «Русхимальянс» будет производить их самостоятельно. Кроме того, Linde покинула проект Амурского ГХК СИБУРа. Неопределенность с проектом «Балтийского СПГ» после ухода Linde, вероятно, затронет и технологически связанный проект строительства газохимического завода в Усть-Луге.
Немецкая Linde уведомила «Газпром» об отказе от работы по проектированию и строительству СПГ-завода в Усть-Луге, сообщили источники, знакомые с ситуацией. Проект по сжижению газа на Балтике Linde реализовывала в консорциуме с Renaissance Heavy Industries. EPC-контракт будет расторгнут в ближайшее время, поясняет один из собеседников, добавляя, что «Газпром» и «Русгаздобыча» сейчас ищут возможные варианты выхода из ситуации, в том числе возможность перезаключить контракт с Linde c третьей стороной. Один из собеседников отмечает, что Linde заявила о своей принципиальной позиции относительно отказа от сотрудничества с «Газпромом».
У Linde было в России совместное предприятие с «Северсталью», которое производит теплообменники,— восемь штук планировалось поставить на «Балтийский СПГ». «Русхимальянс» выкупил 100% этого СП и рассчитывает производить данное оборудование самостоятельно.
«Русхимальянс» планирует построить интегрированный завод по переработке и сжижению газа в Усть-Луге. Источником сырья для проекта должны стать старые месторождения Западной Сибири, на которых добывается большое количество этансодержащего (так называемого жирного) газа. В результате переработки этого газа планируется выпускать до 4 млн тонн этана и 2,2 млн тонн сжиженных углеводородных газов (СУГ) в год. Большая часть переработанного метана будет сжижаться, что позволит производить 19,5 млн тонн СПГ в год при трех линиях. Остатки сухого газа планировалось направлять на экспорт по системе газопроводов «Северный поток».
Выпускаемый на ГПЗ этан и СУГи предполагалось использовать на строящемся рядом газохимическом комплексе «Русгаздобычи» для производства полиэтилена и полипропилена. Комплексы ГПЗ/СПГ и ГХК технологически связаны.
Реализация СПГ-проектов в РФ уже была затруднена после введения технологических санкций ЕС, запрещающих поставку в страну ключевого оборудования для крупнотоннажного сжижения. 21 марта Linde сообщала, что приостанавливает «все способы развития новых проектов в России».
Аналогичный EPC-контракт у Linde был заключен на строительство газоперерабатывающего завода в Усть-Луге, где немецкая компания отвечает за проектирование, поставку оборудования, строительство и ввод в эксплуатацию объектов газопереработки и технологического общезаводского хозяйства.
Linde также выступает EPSS-подрядчиком пиролиза на Амурском ГХК мощностью 2,7 млн тонн полимеров в год СИБУРа и китайской Sinopec (40%). На проекте, как писал «Интерфакс», еще с конца февраля были проблемы с отгрузкой оборудования со стороны Linde. Как сообщал СИБУР 8 апреля, компания видит необходимость пересмотра стратегии реализации проекта. На конец марта общий уровень готовности проекта составлял 37,8%.
В Linde не ответили, в «Газпроме» и «Русхимальянсе» от комментариев отказались. В СИБУРе заявили, что «компания Linde завершила свою работу в рамках проекта АГХК, работаем над его адаптацией к новым условиям вместе с партнерами из Sinopec».
Независимый эксперт Александр Собко считает маловероятным, что проект Балтийского СПГ/ГПЗ будет закрыт полностью, учитывая, что под него запланированы объемы жирного газа месторождений Западной Сибири, а возможно, и Ямала. Вариантов, по его мнению, в таком случае может быть два. Возможно, сегмент, связанный с газопереработкой и далее с газохимией, удастся сделать с опорой на собственные силы и с привлечением дружественных иностранных подрядчиков: сухой газ в таком случае пойдет на другие проекты по переработке, например на производство аммиака и метанола. «Здесь тоже есть зависимость от иностранных лицензиаров, но представляется, что решить эту проблему проще, чем в случае создания проекта крупнотоннажного сжижения»,— говорит он.
Вторым вариантом можно рассматривать возможность сохранения всего проекта в текущей конфигурации и строительство не только ГПЗ и ГХК, но и сжижения газа с опорой на собственные силы, возможно в виде нескольких среднетоннажных линий. «Ведь с похожей проблемой уже столкнулся НОВАТЭК, который тем не менее не собирается отказываться от своих планов по развитию сегмента СПГ. В этих исключительных обстоятельствах не исключено и сотрудничество двух компаний по развитию российских технологий производства СПГ»,— полагает он.