евро-4

Профильные ведомства склоняются к тому, что оборот бензина "Евро-4", который пока разрешен до середины года, не будет продлен в дальнейшем. ФАС, до последнего времени выступавшая за продление, теперь изменила свою позицию. По мнению аналитиков, потребление бензина сейчас снижается на фоне сокращения экономики, что делает запрет "Евро-4" возможным даже без ввода дополнительных мощностей по переработке.

Правкомиссия по ТЭК под председательством Аркадия Дворковича вчера обсуждала ход модернизации российских НПЗ. Как следует из сообщения пресс-службы правительства по итогам заседания, профильные ведомства согласились с тем, что "планируемые объемы производства полностью обеспечат потребности внутреннего рынка в бензине "Евро-5" с учетом того, что с 1 июля 2016 года оборот бензина более низких классов будет запрещен". Сейчас в России разрешено продавать и бензин "Евро-4", хотя он должен был быть запрещен с 1 января. Однако летом прошлого года Минэнерго предложило продлить его оборот на полгода, так как не все НПЗ успевали вовремя провести модернизацию и на рынке мог наступить дефицит. Тогда глава Минэнерго Александр Новак оценивал нехватку топлива из-за запрета "Евро-4" в 2-4 млн тонн, причем, согласно прогнозу министерства, нехватка "Евро-5" могла сохраниться и в 2017 году.

Главным же сторонником продления "Евро-4" всегда была ФАС, поскольку именно служба отвечает за цены на топливо, которые могли существенно вырасти. Еще в конце прошлого года предполагалось, что ФАС инициирует продление оборота "Евро-4" как минимум до конца 2016 года. Однако вчера замглавы ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что службу устраивает введение запрета на "Евро-4" уже с 1 июля, и "никаких иных инициатив мы не предпринимали" (цитата по ТАСС). Поскольку сейчас все крупные нефтяные компании, как и Минэнерго, поддерживают скорейший запрет "Евро-4", вопрос выглядит решенным, хотя формальное решение пока не принято.

По словам собеседников "Ъ" на рынке, изменение позиции ФАС связано с тем, что потребление бензина в России не только не растет (как это предполагали все рассматриваемые Минэнерго сценарии), а, видимо, будет снижаться в этом году. Соответственно, прогнозируемого дефицита топлива не произойдет. При этом "Роснефть", которая допустила основное отставание по модернизации НПЗ, все равно наращивает выпуск "Евро-5" за счет использования присадок (это разрешено техрегламентом). "К тому же на нефтяников сейчас и так ложится большая налоговая нагрузка, и нужна некоторая компенсация в виде умеренного роста цен на бензин",— отмечает один из источников. Сейчас цены на АЗС в среднем по России немного снижаются.

Как отмечает Максим Назаров из Reuters, в 2015 году потребление бензина в России не выросло, в отличие от предыдущих лет. "Отрицательная динамика наблюдается и в первые месяцы этого года, так как экономика сокращается",— говорит он. Поэтому в текущей ситуации даже того объема производства бензина "Евро-5", который есть на данный момент, будет достаточно для покрытия спроса. "На крайний случай есть Белоруссия, которая сможет поставить бензин, если цены на российском рынке превысят уровень экспортной альтернативы",— заключает аналитик. Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков" более осторожен: продажи бензина в январе действительно упали, но судить о реальном уровне спроса можно будет только в апреле-мае. "Вопрос в том, будет ли у нас разрыв между производством "Евро-5" и потреблением. Если нет, то влияния на цены запрет "Евро-4" с июля не окажет",— считает он.