Кризис на фоне пандемии коронавируса нанёс удар по отрасли автомобилестроения. В апреле многие автоконцерны в России и во всем мире приостановили производство. Volkswagen, PSA и Renault объявили о введении временного простоя своих заводов в России. Компания Volvo также закрыла калужский завод по выпуску грузовиков до конца апреля.
Вместе с ними вынужденно приостановили производство и поставщики автокомпонентов. При благоприятном сценарии спрос и покупательская активность в автомобильном сегменте восстановятся не ранее, чем через год, полагает председатель комитета производителей автокомпонентов Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Алексей Беляев.
Прогнозы аналитиков не утешительны. Так, аналитическое агентство IHS Markit исходит из падения мировых продаж автомобилей на 22%, до 70 млн штук. Для сравнения, в 2017 г. глобальный объем продаж составил 86 млн автомобилей. Таким образом, разница между 2017 г. и 2020 г. составит 16 млн автомобилей, что соответствует почти 10-летнему объему продаж российского авторынка.
Потери российского авторынка Boston Consulting Group (BCG) оценила в 50%. «Некоторые отчёты показывают ещё более пессимистичные цифры, но правда в том, что на самом деле мы оказались в ситуации полной неопределённости», – говорит Беляев. Китайский опыт показывает, что даже после снятия карантинных ограничений покупатели не побежали в дилерские центры.
По мнению специалиста, ранее мир не сталкивался с таким обвалом спроса. Поэтому выйти на полную мощность автопроизводители сразу не смогут, тем более что площадки реализации (дилерские центры) остаются закрытыми. «Автопром очень инерционная отрасль, так как имеет длинный горизонт планирования. Инвестиционные программы уже начинают приостанавливаться. То, что сейчас происходит на рынке, можно назвать только «режимом выживания», и в такой ситуации особенно важна позиция Минпромторга», – заключает Беляев.