Объявленное 20 октября расширение санкций США против газопровода «Северный поток-2» критическим образом не скажется на проекте, считают опрошенные эксперты. По их мнению, в заявленные Госдепартаментом меры не вошли наиболее опасные — запрет на страхование судов-трубоукладчиков и сертификацию построенного газопровода. При этом санкции за участие в модернизации трубоукладчика «Академик Черский», возможно, уже не являются актуальными — судно в настоящий момент проводит учения по укладке труб и, вероятно, уже располагает необходимым оборудованием.

Госдепартамент США 20 октября объявил о давно ожидаемом расширении санкций против газопровода «Северный поток-2». На этот раз Вашингтон запрещает предоставлять услуги, товары или финансирование для «модернизации или установки оборудования» на судах, которые будут работать на проекте. Фактически речь идет о единственном российском трубоукладчике «Академик Черский», который сейчас находится на Балтике.

Как поясняет специальный советник по санкционному праву КА Pen & Paper Сергей Гландин, в данном случае речь не идет о новых санкциях, а лишь о разъяснениях к уже принятому 20 декабря 2019 года закону.

Закон PEESA, напоминает господин Гландин, предполагал, что Минфин и Госдепартамент США будут применять финансовые санкции к компаниям, которые в 30-дневный срок не перестанут сотрудничать с трубоукладчиками и строителями «Северного потока-2». Тогда такой шаг Вашингтона заставил швейцарского подрядчика Allseas отказаться от продолжения укладки газопровода, оставив недостроенным участок длиной всего 160 км.

По мнению Сергея Гландина, заявление Госдепартамента от 20 октября — «это намек на то, что США следят за его исполнением принятого закона». Прежде всего речь идет о владельце судна-трубоукладчика «Академик Черский», самом судне и партнерах, которые оказывают ему услуги или помощь, поясняет он.

Новые меры не включают наиболее опасные для проекта опции, отмечает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. Она напоминает, что летом инициативная группа сенаторов подготовила законопроект, ужесточающий санкции в отношении строящихся российских экспортных газопроводов: наказанию должны были подвергнуться суда, участвующие в прокладке труб, компании, которые обеспечивают их страховку, техническое обслуживание и установку на них специального оборудования, а также специализированные организации, которые сертифицируют газопровод после завершения его строительства, пишет Ъ.

«Этот законопроект до сих пор не покинул стен Сената, а сегодня Госдепартамент расширил санкции против проекта газопровода "Северный поток-2", внеся пояснения в уже действующий закон. Сравнивая тексты, напрашивается вывод, что Госдеп заимствовал наименее вредоносные формулировки сенаторов, не включив пункты о страховании судов и сертификации газопровода»,— отмечает эксперт.

По мнению Марии Беловой, разумно было бы предположить, что спустя почти год после введения санкций против «Северного потока-2» оператор проекта уже предпринял необходимые действия для поиска альтернатив. При этом эксперт отмечает, что пока неясно, попадет ли под санкции компания Fahrhafen Sassnitz GmbH — оператор немецкого Мукрана, где проводилось обслуживание «Академика Черского».

Сам «Академик Черский» сейчас в сопровождении нескольких буксиров продолжает учения по укладке труб в акватории неподалеку от Калининграда. Как считалось, судно, пришедшее в мае в Мукран с Дальнего Востока, не обладало необходимым оборудованием для сварки больших труб диаметром 48 дюймов, используемых при строительстве «Северного потока-2». Однако, возможно, во время длительной стоянки в Мукране оборудование было заменено — достоверно это неизвестно. Тем не менее факт учений позволяет предположить, что «Академик Черский» сейчас располагает необходимым оборудованием.