северныйпоток

Глобальные инвестиции в добычу нефти и газа как минимум до конца 2025 года не вернутся к доковидному уровню, прогнозируют в Wood Mackenzi. В этом году спрос на нефть, по оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), будет расти, но медленнее, чем ожидалось. Инвесторы присматриваются к альтернативным источникам энергии. В текущем десятилетии именно зеленые технологии могут привлечь 60% мировых инвестиций в энергетику, считает МЭА. Все это ухудшает и без того не безоблачные перспективы российских экспортных проектов, оказавшихся под политическим давлением.

В «Газпроме» признали политические риски для таких экспортных проектов, как «Турецкий поток» и «Северный поток – 2», следует из меморандума к новому размещению бондов холдинга, выдержки из которого цитируют как зарубежные, так и российские информагентства.

«Мы сталкивались и продолжаем сталкиваться с рисками, связанными с изменением политической ситуации в различных регионах, что приводит к напряжению между странами и изменению позиций наших партнеров и регулирующих органов по отношению к различным аспектам проектов, – сообщается в документе. – В некоторых случаях такие изменения могут привести к тому, что реализация проекта станет невозможной или нецелесообразной, а значит, привести к приостановке или отмене проекта».

Как затем пояснили журналистам в компании, проект «Северного потока – 2» «находится под сильным санкционным давлением». Но в холдинге подтвердили, что «Газпром» «намерен завершить этот проект, построить газопровод и поставлять по нему газ своим европейским потребителям».

Экспортные энергопроекты России подвержены не только политическим рискам, также сказывается усиление зеленой повестки.

Мировые расходы на добычу нефти и газа как минимум до окончания 2025 года останутся ниже уровней, предшествовавших пандемии, прогнозируют эксперты консалтинговой компании Wood Mackenzie.

Например, по экспертным оценкам, мировые расходы в нефтяном секторе в следующие пять лет составят чуть больше половины от суммы, которую компании инвестировали в течение 2010–2015 годов. В прошлом году, по уточнению экспертов, объем инвестиций достиг минимума с 2005 года, причина – пандемия.

Если говорить только про 2021 год, то, по обновленному во вторник прогнозу МЭА, спрос на нефть увеличится примерно на 5,5 млн барр. в сутки и достигнет 96,6 млн барр. в сутки. Однако это хуже, чем ожидалоось ранее.

«Потребуется больше времени, чтобы спрос на нефть полностью восстановился, поскольку возобновившиеся локдауны в ряде стран оказывают давление на продажи топлива. Это привело к тому, что мы пересмотрели наш прогноз мирового спроса на нефть на 0,6 млн барр. в сутки в первом квартале 2021 года и на 0,3 млн барр. в сутки в целом на 2021 год», – пояснили в МЭА.

Одновременно с этим инвестиции в технологии возобновляемых источников энергии растут, эксперты упоминают энергию солнца, ветра, производство биотоплива, пишет НГ.

В МЭА прогнозируют, что отрасль возобновляемой энергии может привлечь 60% мировых инвестиций в энергетику в текущем десятилетии. А 2020-е годы, возможно, станут последним десятилетием, когда мировой спрос на нефть будет расти.

«Банк HSBC, являющийся вторым по размеру в Европе источником финансирования поставщиков ископаемого топлива, возможно, сократит объем кредитов и услуг андеррайтинга для соответствующих клиентов, – уточняется в обзоре Центра макроэкономических исследований Сбера. – Этот вопрос был инициирован крупной группой инвесторов (пенсионных и инвестиционных фондов), выступающих за усиление климатической повестки».

«Российский нефтегаз последует за мировыми трендами, поскольку сокращение доходов из-за снижения цен и экспортной выручки коснулось всех, – отметила эксперт Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Екатерина Грушевенко. – Рост возобновляемой энергетики скажется на экспортных потоках нефти и газа в долгосрочном периоде».

«Нефтегазовой отрасли потребуется некоторое время, чтобы восстановиться после кризиса 2020 года, когда цены на энергоносители в моменте потеряли до трети стоимости. Сейчас их цена плавно увеличивается, но самое большое увеличение нефтяных котировок можно будет наблюдать, когда страны откроют границы для туристических и деловых поездок, – пояснил управляющий директор компании «Универ Капитал» Артем Лютик. – Вместе с тем зеленая энергетика будет развиваться в ближайшее время, а наша страна к 2030 году будет сокращать выбросы парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года».

«Тренд на чистую энергетику заметно усилился в прошлом году. Нефтеэкспортные страны, Россия в том числе, рассматривают вариант развития проектов по экспорту водорода. Если развитые страны будут готовы платить подходящую цену за водород, произведенный с помощью электричества из возобновляемых источников и из природного газа с использованием уловителей углекислого газа, то вполне можно предположить переориентацию на экспорт водорода вместо углеводородов, – считает старший аналитик компании «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин. – На текущий момент это все еще открытый вопрос».

«Мы полагаем, что тенденция к сокращению капитальных вложений в нефтегазовую отрасль России в 2021 году продолжится. На сокращение капвложений в 2021 году должно повлиять участие России в соглашении ОПЕК+, хотя точные объемы или даже процент сокращения капвложений в 2021 году пока трудно предсказать», – говорит замруководителя центра «Альпари» Наталья Мильчакова.

По уточнению эксперта, капитальные вложения в нефтегазовый сектор снижаются в России не первый год: сказывались и низкие котировки, и санкции.

По итогам 2020 года Минэнерго прогнозировало сокращение капвложений в нефтяной сектор страны на 20%. Международное энергетическое агентство было пессимистичнее, оно ожидало, что у России капвложения в нефтяную отрасль снизятся примерно как во всем мире, то есть на 30% и более, отметила Мильчакова.

При этом вложения в зеленую энергетику пока в России определяющей роли не играют, считает эксперт. 

«Маловероятно, что падение инвестиций продолжится. В 2020 году совокупно нефтегазовая отрасль урезала капиталовложения на существенные 20%. От этого условного «дна» в 2021 году будет восстановительный рост, который составит как минимум 5%, а в пределе превысит 10%», – парирует, однако, аналитик компании «Фридом Финанс» Валерий Емельянов.

Некоторые эксперты напоминают, что потребность в нефти обеспечивается спросом не только на топливо, но и на различные продукты нефтехимии.

«МЭА оценивает долю возобновляемых источников примерно в 28% всей выработки энергии, – продолжает Емельянов. – Но тут стоит учесть, что свыше половины этого объема – гидроэлектростанции, которые не считаются передовым способом генерации. Если вычесть ГЭС, то остается около 13%. Это солнечная, ветровая, гидротермальная и приливная генерация совокупно. Доля новых возобновляемых источников выросла почти вдвое за последние 10 лет, однако чтобы они заняли хотя бы половину всей выработки энергии, должно пройти по меньшей мере еще 15 лет».