Компания сократит расходы на модернизацию.

«Транснефть», грузооборот которой существенно упал из-за ограничения добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+, по итогам 2020 года снизит инвестиции на 20%, или почти на 50 млрд руб. Инвестпрограмма 2021 года будет сокращена на 12%. В компании поясняют, что она не сможет сохранить вложения на прежнем уровне, поскольку правительство не согласилось на рассрочку выплаты дивидендов за 2019 год. По мнению экспертов, правительство тем не менее не будет увеличивать тарифы компании, индексация которых до 2030 года уже утверждена.

«Транснефти» придется снизить инвестпрограммы на 2020 и 2021 год на 20% и 12% соответственно, сообщает Ъ. Как пояснил журналистам советник главы «Транснефти» Игорь Демин, компания вынуждена развиваться по стресс-сценарию после того, как государство (владеет 100% обыкновенных акций «Транснефти») не поддержало ее предложение о выплате дивидендов за 2019 год частями. Компания хотела выплатить около половины сразу, а остальную часть — в течение трех лет. Но по решению правительства должна была единовременно заплатить 84,2 млрд руб. Это на 8,5% выше выплат за 2018 год (77,6 млрд руб.) и составляет около 43% от чистой прибыли «Транснефти» по МСФО за 2019 год. При этом в 2022–2025 годах «Транснефть» намерена восполнить сокращенные в ближайшие два года вложения.

Компания к настоящему моменту уже завершила строительство крупнейших проектов, таких как расширение ВСТО, и основную часть доходов планировалось направить на модернизацию действующих нефтепроводов, выплату кредитов и дивидендов. В 2020 году «Транснефть» собиралась направить 3,6 млрд руб. на новые проекты и еще 236,8 млрд руб. на техническое перевооружение и реконструкцию, а в 2021 году — 2,5 млрд руб. и 234,9 млрд руб. соответственно.

В целом траты на реконструкцию должны составлять около 230 млрд руб. ежегодно до 2024 года.

При этом, несмотря на то что «Транснефти» удалось избежать снижения своих тарифов на прокачку нефти в 2,5 раза по требованию «Роснефти» (правительство утвердило принцип индексации «инфляция минус 0,1%»), доходы компании существенно падают вслед за сокращением прокачки нефти на фоне соглашения ОПЕК+. В России общее производство нефти по итогам года прогнозируется на уровне около 500 млн тонн, что на 12% ниже ранее предполагаемого уровня.

С учетом этого в октябре грузооборот «Транснефти» упал на 15,6% в годовом выражении, до 35,7 млн тонн. Поставки нефти на российские НПЗ снизились на 10,9%, до 18,2 млн тонн, экспорт рухнул на 23,1%, до 14,4 млн тонн. По итогам года грузооборот может оказаться более чем на 10% ниже прошлогоднего уровня.

Сергей Гарамита из Райффайзенбанка отмечает, что, даже несмотря на сокращение грузооборота, «Транснефти» вряд ли стоит рассчитывать на пересмотр тарифов, так как правительство уже утвердило параметры их десятилетней индексации. При этом, отмечает эксперт, свободный поток компании даже с учетом снижения прокачки останется достаточно сильным, а оптимизация инвестпрограммы его дополнительно поддержит, хотя бы временно. По мнению господина Гарамиты, сокращение инвестиций за счет переносов ремонтов может увеличить разницу между свободным денежным потоком и чистой прибылью по МСФО. Он полагает, что это может стать дополнительным стимулом для перехода компании на выплату дивидендов на основе скорректированного свободного денежного потока, а не чистой прибыли, что было бы положительно как для государства, так и для миноритарных инвесторов.

Собеседники “Ъ” в отрасли отмечают, что существенное сокращение инвестпрограммы негативно скажется не только на самой «Транснефти», но и на смежных отраслях.

Прежде всего это коснется металлургов и поставщиков труб, которые на фоне снижения заказов со стороны «Транснефти» могут обратиться в правительство с просьбой о поддержке. «Газпром», крупнейший потребитель труб большого диаметра, также резко сократил инвестиции в ремонты в этом году.