таймыр

«Роснефть» собирается наращивать присутствие в Арктике рядом с Пайяхским месторождением «Нефтегазхолдинга» (НГХ) экс-главы компании Эдуарда Худайнатова. Глава «Роснефти» Игорь Сечин попросил Белый дом лицензировать соседний с Пайяхскими месторождениями Западно-Иркинский участок с потенциалом в 500 млн тонн. Господин Сечин предлагает, чтобы сырье шло по Севморпути. Такой подход делает все более реальным создание СП «Роснефти» и НГХ в регионе, так как, по мнению источников, в одиночку ему с Пайяхой не справиться. В целом обещанные ресурсы компаний превышают 1 млрд тонн, но реальные перспективы запасов неясны.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин попросил премьера Дмитрия Медведева поручить Минприроды разыграть на конкурсе в 2019 году лицензию на Западно-Иркинский участок на Таймыре, сообщили несколько источников. По оценкам компании, его ресурсная база оценивается в 500 млн тонн нефтяного эквивалента, а главным условием конкурса должна стать транспортировка всей нефти по Севморпути (СМП), говорят собеседники. Западно-Иркинский участок граничит с Салпадаяхским участком «Роснефти».

Западно-Иркинский участок также граничит с Пайяхской группой месторождений «Нефтегазхолдинга» бывшего главы «Роснефти» Эдуарда Худайнатова.

Запасы Пайяхи на госбалансе — 163 млн тонн, сам НГХ, по данным “Ъ”, оценивал их в 500–600 млн тонн, но пока не защитил в Роснедрах этот прирост. Также у НГХ есть полученный в 2014 году Иркинский участок (ресурсы нефти по D1 оцениваются в 3,3 млн тонн, газа — в 15,5 млрд куб. м.).

Столь близкое расположение участков подразумевает совместное использование инфраструктуры проектов.

Поэтому компании могут создать СП по освоению участков, учитывая также планы по совместной транспортировке нефти. Один из собеседников отмечает, что этот «вопрос постоянно витает в воздухе». «Роснефть» предлагает организовать совместную транспортировку нефти с новых месторождений своего Ванкорского кластера и Пайяхи по нефтепроводу в бухту Север на побережье Таймыра, где далее нефть будет переваливаться в танкеры. Общий объем транспортировки может составить на первом этапе 20 млн тонн в год. Это, по мнению компании, позволит выполнить указ президента РФ о наращивании грузопотока по СМП до 80 млн тонн. 

В «Роснефти» и НГХ отказались от комментариев, пресс-секретарь Минприроды Наталья Хлопунова на запрос не ответила.

Пайяхский проект — ключевой для обремененного долгами НГХ, однако очень дорогой. Эдуард Худайнатов в конце 2017 года оценивал проект в $6 млрд. Создание СП с «Роснефтью», а также объединение усилий по созданию инфраструктуры может способствовать разработке Пайяхи, для которой НГХ ищет и иностранных партнеров, но пока безрезультатно. Добыча нефти НГХ, по ЦДУ ТЭК, снизилась в 2018 году почти на 8%, до 1,9 млн тонн. EBITDA головной компании Alliance Oil за девять месяцев — $314 млн, чистый долг — $1,78 млрд.

Получение Западно-Иркинского участка может быть сопряжено с трудностями, поскольку, говорят источники, участок частично заходит на границы особо охраняемой природной территории (ООПТ) регионального значения — заказника Бреховские острова, где запрещена геологоразведка. В связи с этим Игорь Сечин просит премьера рассмотреть снятие сезонных ограничений на проведение геологоразведки в границах ООПТ «с соблюдением норм экологической безопасности». Источник в правительстве отмечает, что Минприроды готово лицензировать Западно-Иркинский участок, но предлагает «Роснефти» обсудить вопрос с властями Красноярского края.

Директор консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев замечает, что к разработке Западно-Иркинского «Роснефть» сможет приступить не раньше 2026–2027 годов. К этому времени компания должна получить лицензию, провести поисково-оценочные работы (геофизические исследования, поисково-оценочное бурение), поставить на баланс выявленные запасы, согласовать проект разработки и выйти на опытно-промышленную эксплуатацию. Это означает, что к 2024 году будущее месторождение, скорее всего, не сможет внести вклад в загрузку СМП. Михаил Григорьев отмечает, что «Роснефть» хочет закрепиться на СМП, предлагая проект нефтяной перевалки в бухте Север с месторождений Ванкорского кластера. Западно-Иркинский участок призван расширить ресурсную базу этого проекта, но его реальные перспективы пока неясны из-за низкой степени изученности, констатирует эксперт.

До сих пор деятельность «Роснефти» в Арктике сложно назвать коммерчески успешной. Огромные планы по освоению шельфа пришлось свернуть из-за санкций, а коммерческая целесообразность разработки Центрально-Ольгинского месторождения на Таймыре с запасами 80 млн тонн, открытого в 2017 году, вызывала сомнения у собеседников.