Вице-премьер Игорь Сечин не раз говорил, что «Роснефть» должна стать не просто нефтяной компанией, а энергокомпанией мирового масштаба и в полный голос заявить о себе на международных рынках. Первый шаг к этой цели «Роснефть» сделала, договорившись в прошлом году о покупке за $1,6 млрд 50% в компании Ruhr Oel GmbH, владеющей долями в четырех немецких НПЗ. Их суммарная мощность переработки — 23,2 млн т в год. Это 20% немецкого рынка, cообщают «Ведомости».

Вторая половина Ruhr Oel принадлежит ВР. И вся продукция заводов реализуется через «дочку» британской компании — Aral MineralölVertrieb (AMV), а потом далее через сеть АЗС Aral, которая также принадлежит ВР, напоминает представитель «Роснефти». После закрытия сделки (ожидается в конце мая) госкомпания «будет иметь доступ к оптовой марже» AMV, сообщила «Роснефть» в отчете за 2010 г., но деталей не раскрыла. «У “Роснефти” есть договоренность с ВР, по которой госхолдинг будет получать 50% прибыли AMV», — утверждает представитель «Роснефти». О какой сумме может идти речь, он не говорит, а AMV финансовые показатели не раскрывает. По оценкам аналитика «Инвесткафе» Григория Бирга, в 2010 г. выручка AMV могла составить порядка $14 млрд (исходя из средней оптовой цены корзины нефтепродуктов в Германии $600/т). Прибыль трейдера он оценить не берется.

Какова будет схема получения прибыли AMV «Роснефтью», представитель последней не раскрыл, а его коллега из ВР от комментариев отказался. Проще всего было бы делиться прибылью, уступив «Роснефти» 50% AMV, говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов: тогда обе компании получали бы от трейдера дивиденды.