«Роснефть» приобретет на белорусских нефтеперерабатывающих заводах 970 тыс. т топлива. Это обеспечит практически 100% от объема по договоренностям о поставках с Союзным государством. Таким образом, госкомпания хеджирует риски образования дисбаланса на рынке топлива в связи с его недопоставками во времена повышенного спроса и плановых ремонтов на заводах.
Согласно сайту госзакупок, поставщиком 970 тыс. т топлива станет дочернее предприятие госкомпании ООО «РН-Транс Запад». Поставки будут осуществиться с января 2016 года по январь 2017-го. Общая стоимость составит 35,531 млрд рублей.
Белоруссия и Россия подписали индикативный баланс поставок нефти и нефтепродуктов в 2016 году. Согласно документу, в этом году Белоруссия получит 24 млн т нефти, что на 1 млн, или 4%, больше, чем в прошлом. Учитывая закупку «Роснефти», переживать о недопоставках топлива в Россию не стоит. Хотя в начале года такие опасения были.
По данным Минэнерго на середину марта, в I квартале 2016 года из Союзного государства в Россию было поставлено всего 33 тыс. т. В то время как при пропорциональном разделении объема поставок нефтепродуктов в течение года, в I квартале этого года Белоруссия должна была поставить в Россию 250 тыс. т нефтепродуктов. В том числе по этой причине в стране стали расти оптовые и биржевые цены на топливо. С начала года рост составил более 20%. Эксперты опасались, что во время повышенного спроса, учитывая посевную и весенне-летние ремонтные работы на российских НПЗ, в стране может возникнуть дефицит топлива.
В прошлом году Белоруссия несколько раз прекращала поставки нефтепродуктов на российский рынок, объясняя это слишком низкой стоимостью. В 2016 году история повторилась. Несмотря на то что официально Белоруссия от своих обязательств не отказывалась, как отмечали в Минске, доскональному выполнению соглашения препятствует ценовой фактор. В частности, в конце января 2016 года зампред правительства Белоруссии Владимир Семашко сообщал, что Минск будет поставлять в Россию нефтепродукты по цене, которая сопоставима с ценами на других рынках. И это несмотря на то, что по договору у Белоруссии есть обязанность экспортировать бензин в нашу страну по внутрироссийским ценам.
Стоит отметить, что, согласно данным информационно-аналитического центра «Кортес», на 25 апреля средние оптовые и биржевые цены на Аи-92 находятся на уровне 37 тыс. рублей за 1 т, на Аи-95 — около 40 тыс. рублей. Исходя же из объемов и цены белорусской закупки «Роснефти», средняя цена за тонну топлива составляет 36,6 тыс. рублей.
В переводе на рубли средняя стоимость топлива в Европе выше. По данным ИАЦ «Кортес», тонна (в зависимости от вида топлива) оценивается в 41–42 тыс. рублей.
Приостановка поставок из Белоруссии и увеличение поставок топлива в Союзное государство вызвали беспокойство у российских властей. Вице-премьер Аркадий Дворкович поинтересовался, почему «Газпром» и «Татнефть» резко увеличили поставки нефтепродуктов в Белоруссию. Объяснениями, что рост поставок связан с благоприятной конъюнктурой, правительство России не удовлетворилось и порекомендовало приостановить поставки, после чего «дочки» «Газпрома» и «Татнефти» поставки прекратили.
В итоге, по данным ИАЦ «Кортес», импорт белорусских бензинов вырос во второй половине марта в 20 раз и составил 72,515 тыс. т, что стало соответствовать среднемесячному объему поставок. Товарные остатки бензина к 1 апреля достигли уровня 2,1 млн т, что является комфортным для прохождения ремонтных работ на НПЗ и сезона повышенного спроса.
По словам старшего аналитика группы компаний Forex Club Алены Афанасьевой, кроме выполнения параметров по индикативному балансу поставок нефти и нефтепродуктов в 2016 году между Россией и Белоруссией в первую очередь «Роснефть» привлекает цена белорусского бензина.
— Компания предпочитает закупать больший объем по привлекательным уровням, — заключила она.
В «Роснефти» не ответили на запрос «Известий».