«Роснефть» в III и IV кварталах 2018 г. впервые в своей истории поставила в Азию больше нефти, чем в Европу. Но в I квартале 2019 г. ситуация вновь изменилась: «Роснефть» на 8% до 16 млн т увеличила поставки нефти в Европу, при этом снизила поставки в страны АТР на 1,24% до 15,9 млн т, сообщила госкомпания.

Почему «Роснефть» вновь отдала предпочтение европейскому рынку в ущерб азиатскому и планирует ли она снова увеличивать поставки нефти в Азию, представитель госкомпании говорить не стал.

Увеличение поставок нефти в западном направлении связано с тем, что в I квартале 2019 г. на ремонт планово уходили несколько НПЗ, следует из отчетности госкомпании. В частности, в феврале – марте 2019 г. на капремонт ушел Туапсинский НПЗ мощностью 12 млн т нефти в год и вышел из него только 9 мая, следует из заявлений представителя завода и «Транснефти». За январь – март этого года в сравнении с IV кварталом прошлого «Роснефть» снизила переработку нефти в России на 7,9% до 24,5 млн, а также увеличила поставки нефти на отечественный рынок на 1,9% до 1,4 млн т, госкомпания направила на НПЗ меньше нефти, чем в I квартале 2018 г., следует из данных «Роснефти».

Поставки в Европу выросли благодаря аномальной ситуации. Российский сорт нефти Urals в итальянском порту Аугуста продолжительное время торговался с премией к рассчитываемому ценовым агентством Argus нефтяному индексу «североморский датированный», который рассчитывается из стоимости пяти сортов сырья: Brent, Forties, Oseberg, Ekofisk и Troll. Из данных Argus следует, что Urals почти все время c середины ноября торговалась в Средиземноморье с премией. Да и при поставках в Северо-Западную Европу (порт Роттердам, Нидерланды) Urals также часто была дороже эталона, пишут Ведомости.

Европа является для «Роснефти» балансирующим рынком, говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. По его словам, на Европу приходится основная часть спотовых поставок, в то время как в Китай нефть идет в основном по долгосрочным контрактам, в том числе по тем, под которые «Роснефть» получила долгосрочное финансирование в виде предоплаты. «Стоимость транспортировки нефти небольшая относительно цены продукта, поэтому не так важно, куда «Роснефть» продает сырье – на запад или на восток. Рост поставок в Европу в I квартале имеет конъюнктурные причины и может продолжиться, если Россия будет наращивать добычу в рамках сделки ОПЕК+ во втором полугодии 2019 г.», – рассуждает Маринченко.Но цены на восточном направлении все-таки более привлекательны, следует из сообщений «Роснефти»: 4060 руб. за баррель в Китай против 3870 руб. в Европу. Крупнейший покупатель нефти «Роснефти» – Китай. В 2017 г. компания поставила туда около 40 млн т, в 2018 г. план был до 50 млн т.

В том, что тренд поставлять в Европу больше, чем в Азию, временный, уверен и аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. «Роснефть» ориентирована больше на восток – стратегия компании предполагает поэтапный переход к разработке большего количества месторождений в Восточной Сибири, что будет сокращать транспортное плечо, говорит он. «Кроме того, более легкая восточносибирская нефть ценится выше Urals. На долгосрочном горизонте увеличение поставок нефти на восток будет продолжаться не только для «Роснефти», но и для всей России», – считает Полищук.