спг.роснефть.египет

«Роснефть» заключила контракт с компанией EGAS на поставку 10 грузов сжиженного природного газа (СПГ) в Египет в этом году. В дальнейшем это соглашение может привести к поставкам «Роснефтью» газа в Европу, уверены опрошенные «Известиями» эксперты рынка. Компания покажет свои способности по управлению потоками товаров на глобальном рынке и зарекомендует себя среди европейских потребителей. 

По соглашению трейдинговой «дочки» «Роснефти» Rosneft Trading и госкомпании Egyptian Natural Gas Holding Company (EGAS) первая поставка газа в Египет по новому контракту ожидается в мае. Мировой рынок СПГ очень важен для «Роснефти», которая реализует свою долгосрочную газовую стратегию, добавили в компании.

— Соглашение с EGAS позволит увеличить присутствие «Роснефти» на глобальном рынке СПГ и усилить позиции своего трейдингового подразделения, — заявили в компании.

В этом случае СПГ, продаваемый «Роснефтью», — не российский газ, отметил ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. Этот газ компания берет из своего международного портфеля.

— Фактически Rosneft Trading выступает в данном случае перекупщиком СПГ из одной страны в другую. Однако преуменьшать значение глобального трейдинга в стратегии «Роснефти» нельзя, — сказал Рустам Танкаев.

По его словам, на глобальном рынке сжиженного природного газа присутствуют многие страны, в том числе США, конкуренция велика. «Роснефть» своим соглашением с EGAS демонстрирует конкурентоспособность российского предложения на этом важнейшем рынке.

Крупнейшие международные трейдеры Trafigura, Glencore и Vitol также большими объемами представлены на рынке трейдинга СПГ. В 2016 году опыт реализации СПГ по спотовым контрактам уже принес «Роснефти» 1 млрд рублей.

Египет, в который «Роснефть» поставляет не только СПГ, но и нефтепродукты и пропан-бутановую смесь, может стать для компании транзитным рынком углеводородов в Европу, считают опрошенные эксперты.

— Эти поставки можно рассматривать в качестве открывшейся для «Роснефти» возможности заработать репутацию квалифицированного и добросовестного поставщика на рынке СПГ, располагающего всеми возможностями для этого, — пояснил эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев.

Он считает, что этого будет вполне достаточно, чтобы заявить о себе, но тем не менее недостаточно, чтобы обеспечить гарантированное проникновение на европейский рынок СПГ.

— Благодаря этим поставкам «Роснефть» входит в пул игроков этого конкурентного рынка, где может рассматриваться в качестве возможного партнера, в том числе для европейских потребителей СПГ, — уверен Алексей Калачев.

Очевидно, что для «Роснефти» ключевой интерес будет представлять спотовый европейский рынок газа, считает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Он объясняет, что СПГ— мобильный товар, поэтому сложно отследить, кто стал конкретным конечным покупателем. Но по большей части в закупках СПГ заинтересованы именно европейские покупатели.  

— Европа не может дальше допустить роста доли «Газпрома» на своем рынке выше чем 35%, поэтому интерес к поставщикам СПГ, в том числе и из России, будет расти, ведь главное условие ее рынка — это диверсификация, — рассказал Кирилл Яковенко.

Аналитик считает также, что СПГ из США пока не всем европейцам по карману из-за сложной логистики. Этот товар преимущественно идет в богатые исламские государства.

— Пока «Роснефть» будет занимать небольшой процент — 1–2% от всего рынка СПГ, но, учитывая диверсифицированность этого рынка и наличие контрактов на текущий год, можно прогнозировать постепенный рост, — уверен эксперт.

По его словам, компании будет важно развивать это направление и держаться своих потребителей, а не пытаться обогнать крупных игроков.  

«Роснефть» ранее неоднократно показывала свое стремление выйти на международный рынок газа, так как монополия «Газпрома» не дает компании развернуться в России, добавил Рустам Танкаев. Об этом говорят не только поставки СПГ за рубеж, но и вхождение в проект разработки гигантского газового месторождения Zohr в Египте. Также в прошлом году компания заключила договор с китайской компанией Beijing Gas Group Company о сотрудничестве в газовом бизнесе.