Россия может снизить таможенные пошлины на автокомпоненты на год для стран—членов ВТО. По итогам 2016 года страна нарушила условие сохранения объемов экспорта компонентов из Европы, которое подписала при вступлении в ВТО для сохранения внутреннего режима промсборки. Объем компенсации, по расчетам Минпромторга, составит порядка $2,6 млрд. Но активация механизма может затянуться из-за нечеткости формулировок в соглашениях и споров сторон.
Россия может на год снизить ставки ввозных таможенных пошлин по автокомпонентам, следует из уведомления Минпромторга. Для сохранения режима промсборки при вступлении в ВТО РФ согласилась поддерживать уровень экспорта автокомпонентов из ЕС. Власти РФ и ЕС в 2011 году подписали соглашение, не допускающее снижения поставок узлов и агрегатов моторных транспортных средств «вследствие вступления в силу режима промсборки», говорится в документе Минпромторга. Объем экспорта двигателей из ЕС в РФ в 2010 году составлял $896,1 млн, прочих узлов и агрегатов — $8,2 млрд. В 2016 году экспорт упал, и ЕС осенью 2017 года уведомил российскую сторону о желании привести в действие компенсационный механизм.
Компенсационный механизм подразумевает снижение ставок таможенных пошлин для выпадающего объема экспорта. То есть размер тарифной квоты соответствует уменьшению импорта с 2010 года и соответствует упущенной выгоде. При этом пошлины снижаются до уровня льготных ставок участников промсборки — 0–5% в зависимости от номенклатуры. Механизм приводится в действие, когда стоимость экспорта компонентов из ЕС в РФ в течение года снижается более чем на 3%. По данным Ассоциации европейского бизнеса, российский рынок легковых и легких коммерческих машин в 2016 году сократился на 25,3% к уровню 2010 года, рынок грузовиков сократился примерно на 35%.
Объем компенсирующих квот составит $407,5 млн по двигателям и $2,08 млрд по узлам и агрегатам, говорится в документе. Кроме того, с учетом членства РФ в ВТО в случае активации компенсирующего механизма для ЕС аналогичные условия будет необходимо предоставить и другим странам—членам ВТО, например Китаю. В Минпромторге, Минэкономики и в аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича ситуацию не комментируют. В ВТО и Еврокомиссии на запрос “Ъ” не ответили.
Но есть обстоятельства, которые могут помешать оперативно активировать компенсации. Источник, знакомый с ситуацией, рассказывает, что механизм предоставления квоты описан нечетко: «Вроде бы она должна предоставляться одинаково всем странам, но как ее распределять между производителями, неясно». Кроме того, когда РФ запросила у ЕС номенклатуру, на которую распространятся сниженные пошлины, оказалось, что в приложении зафиксированы конкретные коды ТН ВЭД, но с тех пор, как РФ вступила в ЕАЭС, все коды поменялись. Все эти вопросы РФ заслала ЕС еще в ноябре, но ответа пока не поступало.
В то же время источники не ждут серьезных последствий, даже если компенсационный механизм все-таки будет запущен. «Самое главное, это никак не поможет организации в РФ отверточной сборки, поскольку кузовов в списке номенклатуры нет»,— подчеркивает один из собеседников. С учетом того что компенсация будет действовать год, серьезные производственные проекты тоже вряд ли успеют возникнуть. Снижение пошлин может просто сильно улучшить доходность запчастей и стать бонусом для тех, кто возит компоненты для вторичного рынка.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» полагает, что разбирательства по компенсациям могут затянуться на несколько лет. Зато размер квоты, по его оценкам, может быть достаточно большим — это порядка 7–10% от первичного рынка автокомпонентов. По мнению эксперта, от запуска компенсационного механизма выиграют автоконцерны с невысоким уровнем локализации (например, PSA, Mitsubishi, Hyundai, Kia, BMW) — они смогут ввозить компоненты дешевле. С другой стороны, те, кто построил в РФ заводы двигателей (Ford и Volkswagen Group), локализовали двигатели не для всех моделей, поэтому они тоже могут получить выгоду.