Сегодня на агрохимическом рынке России происходят существенные изменения, торговая политика производителей удобрений заставляет поставщиков полностью переформатировать свои отношения с сельхозпроизводителями. В целях увеличения урожайности и качества сельхозпродукции, согласно запланированным показателям Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 г.г., объемы внесения минеральных удобрений в текущем году должны быть увеличены до 3,7 млн. тонн в действующем веществе, сообщает Российская ассоциация поставщиков удобрений (РАСТУ).

На сегодняшний день существует проблема обеспечения минеральными удобрениями многих субьектов РФ, связанная не только со слабым финансовым обеспечением сельхозпроизводителей, но и отсутствием достаточного количества необходимых логистических мощностей по перевалке минеральных удобрений, в т.ч. возможностей по увеличению потребления ЖКУ, а также недостаточным обеспечением поставок минеральных удобрений лицензированным автотранспортом наравне с поставкой ж/д транспортом. Из существующих 1750 районов-производителей сельхозпродукции, удобрения вносят не более 1500 , агрохимических складов же существует не более 150 на всю страну, а в период посевной кампании удобрений на многих складах фактически нет.

Каждый год перед посевной кампанией, когда резко повышается спрос и требуется точное соблюдение агрохимических сроков, у заводов и их сбытовых организаций во многих регионах нередко возникают трудности по обеспечению фермеров агрохимией. Связано это и с тем, что производители и их сбытовые сети чаще всего ориентированы на крупных оптовых покупателей, и стараются выполнять их заявки прежде всего, небольшие хозяйства либо дожидаются своей очереди, либо вывозят продукцию со специализированных баз хранения, принадлежащих как дилерам, так и независимым поставщикам.

Немалая часть отгрузки минеральных удобрений совершается автомобильным транспортом, в связи с тем, что работа с железной дорогой устраивает не каждого заказчика. Поставка растягивается на продолжительное время, когда ждать уже не позволяют погодные условия, из-за сроков планирования подачи подвижного состава и увеличенного срока доставки, существующих сложностей с оформлением договорных отношений грузополучателя с товарной станцией, лицензированием деятельности по обращению с опасными грузами и прочими трудностями. Не у каждого фермера имеется наличие собственного автотранспорта, лицензированного под перевозку минеральных удобрений, а чаще всего отсутствует возможность предоставления такового для перевозки продукции к непосредственному месту внесения.

Одной из основных задач трейдера на любом рынке, в частности агрохимическом, является обеспечение ликвидности товара, ведь независимый поставщик имеет возможность организации сбыта продукции всех заводов огромному количеству сельхозпроизводителей, не разделяя их по качественному признаку, в существующей ситуации как раз те самые независимые поставщики формируют открытые рыночные и конкурентные условия.

Деятельность независимых поставщиков удобрений подразумевает содействие сельхозпроизводителям в решении разного рода вопросов, в том числе связанных с логистическим обеспечением сельхозпроизводителей. Среди самых перспективных направлений сотрудничества являются товарное кредитование, проведение агрохимического анализа и мелиорации почв, изготовление тукосмесей, фасовка и перевалка удобрений, в том числе доставка разных объемов автотранспортом, увеличение возможностей применения жидких удобрений, взаимодействие с контролирующими органами, наукой, выполнение задач по качественному увеличению потребления минеральных удобрений и как следствие повышение урожайности наравне со снижением издержек производства сельхозпродукции.

Равномерный и плановый сбыт продукции с привлечением возможностей трейдеров очень важен и для производителей удобрений, поскольку позволяет стабилизировать пиковый спрос в период подготовки к посевной, снизить риски невыполнения обязательств по срочной поставке в требуемые агрохимические сроки, в том числе минимизировать возникающие трудности с предоставлением и формированием железнодорожного подвижного состава для их перевозки.

Скорее всего, по причинам явного конкурентного преимущества на внутреннем рынке, создаются дискриминационные условия для разных категорий потребителей, систематически нарушается антимонопольное и федеральное законодательство, компаниям, не аффилированным с заводами-производителями, отказывают в заключении контрактов на поставку минеральных удобрений, указывают разные условия и стоимость, идет открытое навязывание невыгодных условий договора и множество других нарушений.

Согласно положениям торговой политики, изданной и опубликованной некоторыми производителями минеральных удобрений, получается, что руководство и маркетинговые службы не имеют особой заинтересованности в развитии дистрибьюторских сетей и прозрачных схем работы с покупателями. Продукция может реализовываться преимущественно конечным покупателям, но чаще всего исключительно сельхозпроизводителям, финансовое состояние которых иногда оставляет желать лучшего, либо исключительно через собственные сбытовые сети и дилерские организации, которые формируют свою ценовую и сбытовую политику, невзирая на правила, указанные в определенных соглашениях.

За последние годы, в период нестабильной экономической ситуации, трейдеры, занимающиеся поставкой минеральных удобрений, доказали необходимость своего существования и развития, ведь именно развитие дистрибуции в регионах и позволит повысить качественное внесение удобрений и тем самым добиться повышения плодородия почв и улучшения качества сельхозпродукции. По экспертным оценкам, независимые поставщики реализуют около 30% всего внутрироссийского товарного рынка агрохимии.

Как указано в Госпрограмме развития сельского хозяйства, при существующей ситуации по обеспечению удобрениями, без государственной поддержки в регулировании рынка и развитии дистрибуции в регионах, последствиями невыполнения плановых показателей станет ежегодное уменьшение объемов применения минеральных удобрений и работ по мелиорации почв в большинстве регионов, что приведет к деградации почв, сокращению посевных площадей, снижению валовых сборов сельскохозяйственных культур, а также продовольственной зависимости страны.

Российская ассоциация поставщиков удобрений (РАСТУ) объединяет независимых поставщиков, осуществляющих полный цикл поставки минеральных удобрений на внутрироссийском рынке. Участниками Ассоциации являются одни из крупнейших поставщиков удобрений из Московской, Ростовской, Воронежской, Саратовской, Пензенской, Самарской областей и Краснодарского края.