Польша приняла решение расширить СПГ-терминал в Свиноустье до 7,5 млрд кубометров в год в рамках стратегии, согласно которой страна должна быть готова к отказу от российского газа к 2022 году. Впрочем, пока у Польши нет твердых контрактов на покупку СПГ и на треть от увеличенной мощности терминала, а в «Газпроме» обещают найти альтернативных покупателей, даже если Варшаве удастся задуманное.

Оператор польской газотранспортной системы Gaz-System «фактически принял» инвестиционное решение о расширении приемного терминала СПГ в Свиноустье, сообщил директор по развитию компании Павел Якубовский. Топ-менеджер оценил стоимость расширения терминала в €100–200 млн, отметив, что она будет уточняться.

Сейчас терминал, введенный в коммерческую эксплуатацию в мае 2016 года, имеет мощность в 5 млрд кубометров, но исходно строился с возможностью расширения до 7,5 млрд кубометров. Для ее реализации нужно построить дополнительное (третье) наземное хранилище для СПГ. Власти Польши рассматривают расширение терминала вкупе с проектом строительства газопровода Baltic Pipe в Норвегию мощностью до 10 млрд кубометров в год как способ отказаться от закупок российского газа после 2022 года, когда истечет действующий контракт с «Газпромом». Польша сейчас импортирует примерно 12 млрд кубометров газа в год.

Учитывая, что нынешняя конфигурация терминала обошлась примерно в €650 млн, с точки зрения капитальных вложений проект расширения выглядит привлекательно и теоретически может снизить удельные затраты на прием СПГ. Впрочем, треть стоимости первой фазы терминала была оплачена через программы софинансирования ЕС, но для расширения европейское софинансирование, скорее всего, не будет предоставлено. Кроме того, уровень загрузки терминала остается низким (хотя он и выше, чем в среднем в Европе) — около 30% в 2017 году. Павел Якубовский ожидает, что в этом году загрузка возрастет до 60–65%.

Ожидания связаны с тем, что в 2017 году польская госкомпания PGNiG (единственный пользователь терминала) увеличила объем контракта о покупке СПГ с Катаром до 2 млн т в год (примерно 2,6 млрд кубометров), а также подписала пятилетний контракт с британской Centrica о поставке СПГ из США. Второй контракт гораздо меньше и подразумевает поставку всего 9 грузов, или примерно по 0,2 млрд кубометров в год. Других твердых контрактов на покупку СПГ у PGNiG нет, но в 2016 и 2017 годах компания покупала небольшие партии (1–2 груза) на споте в Норвегии, а в прошлом году и в США.

Собеседники на рынке, в том числе ряд польских экспертов, признают, что, исходя из текущей конъюнктуры и учитывая затраты на создание инфраструктуры, план Польши по минимизации покупок российского газа экономически неэффективен. В то же время они считают, что он будет реализован в рамках «последовательно антироссийской политики польского правительства». По словам одного из собеседников “Ъ”, наиболее вероятно сохранение контракта с «Газпромом» после 2022 года, но со значительно меньшим объемом и сроком, «например, 5 млрд кубометров в год на срок 3–5 лет».

Источник в «Газпроме» не видит в этом трагедии, учитывая отсутствие перспектив серьезного роста добычи в Норвегии: «Если какой-то норвежский газ уйдет в Польшу, значит, образуется ниша для нашего газа в Германии или северо-западной Европе». «Газпром» пытается по возможности извлечь выгоду и из закупок Польшей СПГ, поскольку те происходят по ценам выше, чем предлагает российская компания, что позволяет «Газпрому» просить о пересмотре цены: соответствующее предложение было отправлено PGNiG в декабре. Сама PGNiG уже оспаривает цены поставок «Газпрома» с ноября 2014 года в арбитраже, параллельно начав процесс оспаривания и цен поставок с ноября 2017 года, контракт можно пересматривать не чаще чем раз в три года.