МОСКВА (Рейтер) – Казахстан в течение десяти лет рассчитывает войти в число крупнейших мировых производителей и экспортеров нефти, однако уверен, что в ближайшей перспективе увеличение объемов поставок нефти не будет столь большим, чтобы вызвать раздражение стран-членов ОПЕК.

Об этом заявил в интервью Рейтер премьер-министр Казахстана Имангали Тасмагамбетов.

Он сказал, что через десять лет добыча нефти в Казахстане, включая нефть Каспийского шельфа, достигнет 90-100 миллионов тонн в год по сравнению с 40-45 миллионами тонн, запланированными на 2002 год. При этом экспорт составит 70-80 миллионов тонн в год по сравнению с 30-35 миллионами тонн в 2002 году.

«Мы не ожидаем негативной реакции со стороны ОПЕК, поскольку такие объемы, даже в случае их некоторого увеличения, не в состоянии оказать значительного влияния на формирование мировых цен», – сказал Тасмагамбетов.

На данный момент весь экспорт в Европу и страны СНГ идет транзитом через Россию, которая по требованию ОПЕК согласилась с 1 января 2002 года сократить экспорт нефти на 150.000 баррелей в сутки, чтобы поддержать цены на «черное золото».

Представители некоторых российских нефтяных компаний ранее заявляли о том, что Казахстан должен также принять участие в акции ОПЕК по поддержанию цен, сократив экспорт нефти.

«Если бы ОПЕК беспокоился по поводу наших объемов экспорта нефти, он бы приглашал нас на переговоры, присылал к нам своих представителей для обсуждения наших поставок», – сказал Тасмагамбетов.

Премьер-министр России Михаил Касьянов во вторник после заседания межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества заявил, что нынешний объем добычи нефти Казахстаном и объемы ее экспорта в текущем году «не такие большие, чтобы оказать влияние на мировой рынок».

«Никакой озабоченности ни у нас, ни у покупателей казахстанского сырья не должно быть», – процитировали премьер-министра российские агентства.

НАДЕЖДА НА КАСПИЙ

Премьер-министр Казахстана сказал, что будущее его страны как крупного производителя нефти будет зависеть во многом от запасов месторождения Кашаган на Каспийском шельфе. По поводу этого месторождения казахстанские официальные лица неоднократно говорили, что оно может стать одним из крупнейших мировых нефтяных открытий за последние 30 лет.

Тасмагамбетов сказал, что добыча на Кашагане начнется в 2005-2006 годах.

В настоящее время добыча нефти в Казахстане ведется в основном на суше – крупнейшими проектами являются работа на месторождении Тенгиз во главе с американской ChevronTexaco, а также на Карачаганаке, где основные доли принадлежат ChevronTexaco и BG Plc.

Кашаган стал первым нефтяным проектом Казахстана на шельфе. В этом проекте участвуют шесть иностранных компаний, возглавляемые итальянской Agip. Консорциум пока не раскрывает запасы месторождения.

«При благоприятном стечении обстоятельств в ближайшие десять лет на шельфе Каспия будет освоено около $120 миллиардов инвестиций», – сказал Тасмагамбетов.

Он добавил, что под благоприятным стечением обстоятельств имеет в виду завершение раздела Каспия к этому времени.

КАЗАХСТАН НЕ НАМЕРЕН ПЕРЕСМАТРИВАТЬ ДОЛГОСРОЧНЫЕ КОНТРАКТЫ В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ

Казахстан привлек с момента распада СССР около $13 миллиардов прямых иностранных инвестиций, в частности, от ChevronTexaсo и BG, основная часть которых была вложена в долгосрочные проекты.

Инвесторы до сих пор считали инвестиционный климат Казахстана одним из лучших на территории бывшего СССР, однако недавно Астана заявила, что хочет пересмотреть положения некоторых долгосрочных контрактов.

По словам чиновников, Казахстан вынужден пойти на это, так как в последнее время общий налоговый режим в стране был сильно смягчен, из-за чего возник дисбаланс между интересами государства и инвесторов. Мировые нефтяные компании, работающие в Казахстане, уже выражали озабоченность по поводу намерения властей.

Тасмагамбетов сказал, что Казахстан не намерен в одностороннем порядке начать пересмотр контрактов, в то же время отметив, что некоторые позиции по налогам требуют корректировки.

«Мы были бы очень плохими менеджерами, если бы стали пересматривать контракты. Но мы должны найти выход, как помочь стране без пересмотра контрактов», - сказал премьер-министр.

«Любая схема отношений строится на амплитуде. Стороны находят взаимоприемлемые варианты. Это нормальный процесс», – добавил он.

© 2001 "Рейтер Лимитед"