В истории России не было более благоприятного момента, чем нынешний, для вывода нефтехимии страны на роль одного из мировых лидеров. Об этом заявил геохимик с мировым именем Алексей Конторович на Совете директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», заседание которого провел сегодня Президент Татарстана Рустам Минниханов.

А.Конторович является председателем Научного совета РАН по проблемам геологии и разработки месторождений нефти и газа, научным руководителем Института нефтегазовой геологии и геофизики им.А.А.Трофимука Сибирского отделения РАН.

В течение часа на заседании шла речь о развитии газового комплекса Западной Сибири и перспективах обеспечения углеводородным сырьем (этан, широкая фракция легких углеводородов - ШФЛУ) нефтехимического кластера Татарстана и Башкортостана.

Перед газовой промышленностью Западной Сибири возникает задача по разработке залежей жирного конденсатного газа в Надым-Пурском междуречьи (его называют «Новый Уренгой»). К 2020 году его добыча здесь может достичь 175 млрд. куб.м в год. Мощность же газоперерабатывающих заводов в регионе составляет лишь около 22 млрд. куб.м. Между тем прогнозируемые объемы добычи жирного газа (пропан, бутан) достаточны для создания крупнейших в мире нефтехимических кластеров, пишет Татар-информ.

Минэнерго России в рамках разработки генеральной схемы развития газовой отрасли проектирует это направление, однако опубликованные материалы позволяют академику предполагать, что в них заложены заниженные мощности предприятий по газопереработке и газохимии. Это может привести, по мнению А.Конторовича, к неквалифицированному использованию жирного газа в масштабах, во много раз больших, чем это имеет место с попутным нефтяным газом.

В связи с этим он предлагает развивать в гармоничном сочетании 3 крупных нефтехимических кластера – Западно-Сибирский, Уфимско-Казанский и Северо-Западный. Необходимы будут и соответствующие системы трубопроводного транспорта. Препятствием на пути решения этой задачи могут быть диктат производителей сырья в ценовой политике, в объемах и направлениях поставок, а также лоббирование интересов отдельных нефтехимических монополий.

Поэтому необходимы не конкуренция регионов (будущих кластеров) в борьбе за сырье, а сотрудничество и кооперация на основе государственной программы. Последняя, как считает Алексей Конторович, должна определить специализацию каждого из кластеров и обеспечить устойчивую базу дешевого сырья для каждого из них.

Рустам Минниханов, согласившись с доводами докладчика, назвал самой актуальной проблему обеспечения сырьем нефтехимии Татарстана и Башкортостана. Он раскритиковал рассматривающийся на федеральном уровне проект транспортировки газа на экспорт из Западной Сибири минуя Приволжский федеральный округ, где имеются не обеспеченные достаточным объемом сырья мощности. «Запад будет благодарен за этот проект», - сказал Рустам Минниханов.

По его словам, было бы более эффективным связать трубопроводом Башкортостан и Татарстан, а на Запад поставлять уже продукцию переработки сырья.

Глава республики предложил А.Конторовичу совместно подготовить для представления федеральному руководству соответствующий доклад и поручил создать для этого рабочую группу с участием представителей «Татнефтехиминвест-холдинга», «Татнефти», «ТАИФа».

Напомним, дефицит ШФЛУ и сжиженных газов на предприятиях Урало-Поволжья, по данным правительств Башкортостана и Татарстана, составляет 6 млн. т, а на перспективу до 2020 года возрастет до 8 млн. т. Очевидным решением обостряющейся проблемы является поставка избытков ШФЛУ Западной Сибири на предприятия Урала и Поволжья.

Татарстан и Башкортостан предлагают построить продуктопровод «Сибирь – Поволжье». Реализация этого предложения позволит создать Приволжский нефтегазохимический кластер.

Планирующаяся же прокладка «Северного маршрута» к берегам Балтики (проект «СИБУРа» «Хорда») снизит конкурентоспособность отечественных предприятий и лишит российскую нефтегазохимию возможности дальнейшего развития.

Президенты Татарстана и Башкортостана Рустам Минниханов и Рустэм Хамитов обратились к Правительству РФ с принципиальным предложением внести коррективы в План развития нефте- и газохимии РФ до 2030 года.