В 2021 г. расчетное потребление гелия в РФ впервые превысило его производство, до этого момента рынок был профицитным. Однако после начала СВО спрос на газ существенно упал и сейчас минимальное производство закрывает потребности внутреннего рынка.
По данным руководителя проекта АЦ ТЭК Лолы Огрель, представленным сегодня на XI международной конференции «Гелий 2023», внутреннее потребление гелия сократилось на 22% — до 3,57 млн м3, в I квартале 2023 г. понижающийся тренд сохранился и спрос упал еще на 31% г./г.
По мнению экспертов, ситуация, когда на экспорт продукт реализуется по более высокой цене, чем внутри страны, может служить причиной возникновения дефицита на внутреннем рынке. При этом снабжение стратегически важных отраслей сохраняется на необходимом уровне, страдает сегмент рекламы и развлечений, который всегда первым реагировал на объемы имеющегося предложения на рынке.
Существенно изменилась структура экспортных поставок: так, если «Газпром» в 2015 г. поставлял 82% от всего объема вывозимого газа, то в 2020 г. доля прочих поставщиков выросла до 89%. Ранее основными потребителями жидкого российского гелия были Европа и страны СССР, однако в 2022 г. большая часть объемов ушла в Китай. После возобновления работы «Амурского ГПЗ» и запуска «ИНК» основной поток продукта пойдет в страны АТР, сообщается в Telegram-канале CREON Conferences.
По данным, представленным директором проекта CYBER-S Shanghai Игорем Шиловым, за 2022 г. поставки гелия в Китай г./г. увеличились на 14,5% — до 4 218 тонн. Что вкупе с прекращением поставок гелия Австралией, чья доля поставок в КНР составляла 4-8%, открывает дополнительную нишу сбыта для российских производителей гелия.