В понедельник, 18 декабря, в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялась Международная конференция «Бытовая химия 2006». Ее организатор — компания «Креон».

Мероприятие объединило представителей российских и зарубежных компаний и организаций, в числе которых Dow Europe, HAYAT KIMYA SAN, P&G, «Банг и Бонсомер», «Березниковский содовый завод», «ГрантЭ», «Европейская Химическая Компания», «Завод моющих средств», «Завод синтанолов», Волгоградский «Каустик», «РостХимЭкспорт», «Росхимпром», «СИБА Специальные Химические продукты», «Сода» (Башкортостан), «Хенкель-ЭРА», Волгоградский «Химпром», «Щекиноазот».

Ключевым выступлением конференции стал доклад ведущего специалиста департамента аналитики «Креон» Елены Голышевой «Состояние и перспективы развития российского рынка синтетических моющих средств».

Согласно ее докладу, рынок средств бытовой химии интенсивно развивается. В период с 2001 по 2005 год рынок вырос в 1,5 раза. Развитие рынка обеспечивается за счет роста производства продукции в России. Так в 2001 году доля импорта составляла 20%, а в 2005 — не превышала 15%.

Лидирующее положение в производственной структуре товаров бытовой химии занимают синтетические моющие средства (СМС, 49,4%), на втором месте находятся — чистящие средства — 18,1%, на третьем — отбеливающие и вспомогательные средства (14,1%), на четвертом — средства по уходу за автомобилями (13,4%). На долю прочих товаров бытовой химии приходится 4,4 %.

В период с 2001 по 2005 год производство СМС возросло в 1,4 раза до 730 тыс. тонн. По словам Е. Голышевой, в 2006 году этот показатель увеличится на 11% и превысит 800 тыс. тонн.

Доминирующее положение (94,8%) в производственной структуре СМС занимают порошкообразные стиральные средства. Вместе с тем, отметила Е. Голышева, набирает обороты сравнительно молодое производство жидких гелеобразных стиральных средств. Их производство выросло почти втрое по сравнению с 2003 годом и составило 19 тыс. тонн в 2005 году. В 2006 году прогнозируется увеличение до 23 тыс. тонн.

Общий объем производственных мощностей СМС про России оценивается в более чем 1,2 млн тонн. При этом на долю P&G приходится 25% всех мощностей, «Хенкеля» — 18%. Третье место занимает «Нэфис Косметикс» (6%), за ней следуют «Сода» (5%) и «Аист» (4%).

В период до 2010 года сохранится устойчивая тенденция роста спроса на СМС, добавила Е. Голышева.

Последующие доклады освещали проблематику сырьевого обеспечения производства бытовой химии. Игорь Таначев, начальник отдела сбыта ООО «Завод синтанолов» рассказал о производстве неионогенных поверхностно активных веществ (ПАВ) для бытовой химии.

Основной продукцией «Завода синтанолов» являются этоксилаты натуральных высших жирных спиртов (синтанолов) и полиэтиленгликоли.

В настоящее время на предприятии функционирует 2 линии оксиэтилирования. К концу 2007 года планируется запустить в эксплуатацию третью линию оксиэтилирования мощностью 12,5 тыс. тонн в год, на которой будут выпускаться низкомольные этокислаты на основе импортного сырья — жирных спиртов.

Шарова Анна, директор по продажам ЗАО «Банг и Бонсомер» представила вниманию слушателей доклад «Этоксилаты жирных спиртов Imbentin: экологически безопасная альтернатива нонилфенолэтоксилатам».

С преимуществами фотокаталитического отбеливания и тонирования тканей участников конференции познакомила Яшмолкина Светлана, менеджер по России и СНГ сегмента продукты для косметики и бытовой химии Ciba Specialty Chemicals. На сегодняшний день фотокатализатор применяется в порошкообразных и гелеобразных моющих средствах различной ценовой категории, отметила С. Яшмолкина.

Начальник исследовательского отдела ОАО «Березниковский содовый завод» Анатолий Белкин рассказал собравшимся о перспективах развития производства бытовой химии на предприятии. Завод выпускает технические моющие средства марок МС-15 и МС-37, а также планирует приступить к производству товаров бытовой химии: сухих строительных смесей, готовых штукатурок, чистящих моющих и пастообразных средств.

Учитывая, что производство малотоннажной продукции невыгодно такому крупному предприятию, завод намерен по-прежнему выпускать крупнотоннажные партии и передавать их для последующей фасовки в центральные регионы России, возможно в сотрудничестве с другими предприятиями, отметил А. Белкин.

Заместитель генерального директора ФГУП «Центрохимсерт» Светлана Никитина представила участникам конференции проект Федерального закона «О безопасности СМС и товаров бытовой химии».

Продолжил тему стандартизации продукции Сергей Большаков, исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии в России и странах ЕС.

В своем выступлении он подробно остановился на системе REACH (Система регистрации, оценки и разрешения химических веществ). REACH призвана минимизировать вредное воздействие химических веществ на человека и окружающую среду.

Предполагается, что закон о REACH вступит в силу летом 2007 года. Предполагаемый срок вступления в силу основных положений закона — 2008 год.

Согласно закону о REACH, производители или импортеры химических веществ через внешнюю границу стран ЕС в объеме более 1 тонны в год должны будут регистрировать их в новом Агентстве в Финляндии.

Активный интерес участников вызвали доклады, касающиеся новых сырьевых добавок для производства бытовой химии. Представители компаний-производителей, присутствующие на конференции, отмечали, что использование новых добавок позволяет улучшить свойства выпускаемых продуктов, однако из-за их дороговизны они не получают широкого распространения.

Также, неоднозначно участники конференции оценили принятие системы REACH. Некоторые из присутствующих выражали опасение, что REACH может негативно отразиться на экспорте российской продукции, так как проведение необходимых исследований приведет к удорожанию себестоимости а, следовательно, к снижению конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.