ОАО РЖД увеличило скидку на транспортировку нефтепродуктов из Белоруссии в порты Северо-Запада РФ с 25% до 50%, следует из решения правления монополии от 1 марта. Скидка дается на перевозку нефтепродуктов в цистернах со станций Барбаров и Новополоцк Белорусской железной дороги в направлении припортовых станций Октябрьской железной дороги. Скидка вступит в силу через десять дней после публикации, передает Ъ.

Скидку в 25% на этом направлении ОАО РЖД ввело в октябре 2016 года. За счет этого компания рассчитывала оттянуть объемы высокорентабельных нефтяных грузов от портов Прибалтики. Тогда эксперты подсчитывали, что даже с учетом дисконта за счет увеличения объемов перевозки ОАО РЖД может получить дополнительно 8 млрд руб. В декабре глава монополии Олег Белозеров анонсировал возможность увеличения скидки. «Мы договорились с антимонопольной службой, что теперь на грузы второго и третьего класса можем давать скидки до 50%,— говорил он.— По ряду направлений очень высокодоходных грузов будем их применять. У нас была дана скидка 25% по белорусскому направлению по переключению грузов в порты РФ на Северо-Запад. Если потребуется, дадим дополнительные скидки, чтобы грузы ехали по железной дороге не в республики Прибалтики, а на Северо-Запад РФ».

Грузооборот некоторых прибалтийских портов по итогам 2016 года действительно сократился — на 4,5%, до 138,9 млн тонн, сообщал ТАСС со ссылкой на статистику портов. Так, снижение перевалки в Вентспилсе составило 16,5% (до 18,8 млн тонн), в Таллине — 10,3% (20,1 млн тонн), в Риге — 7,5% (37,1 млн тонн). Вместе с тем лидер по грузообороту — порт Клайпеда — напротив, нарастил перевалку на 4,2%, до 40,1 млн тонн. Терминал Бутинге увеличил перевалку сырой нефти на 7,3%, до 9,3 млн тонн, порт Силламяэ — на 2%, до 7,8 млн тонн, Лиепая — на 1,2%, до 5,7 млн тонн.

«Транснефть», глава которой Николай Токарев ранее докладывал президенту РФ о намерении в ближайшие годы снизить поставку нефтепродуктов на прибалтийские порты, уже ожидает снижения поставок в этом году на 25%. Поток нефтегрузов в этом направлении снижается последние три года, уточнял в январе первый вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин: в 2014 году транспорт нефтепродуктов составил 21,8 млн тонн (16 млн тонн по железной дороге и 5,7 млн тонн по трубе), в 2015 году — 18,6 млн тонн (из них по трубе 4,2 млн тонн), в 2016 году — 11,4 млн тонн (3,2 млн тонн — по трубопроводу). А вице-президент компании Сергей Андронов заявлял, что в 2017 году предполагаемый объем прокачки в направлении Вентспилса может составить 2,4 млн тонн.