В последние недели американский поставщик нефтесервисных услуг, который отказался уходить из РФ в начале 2022-го, заметно снизил деятельность в России. В первую очередь, пишет Reuters, ссылаясь на свои источники, компания заблокировала своим российским работникам доступ к некоторому программному обеспечению и данным, хранящимся в США и Великобритании.
«Любые новые глобальные системы/приложения группы SLB не должны подключаться к России или быть доступными для нее», — говорится в служебной записке SLB.
На момент начала СВО в РФ работало 10 тыс. сотрудников Schlumberger, теперь их около 9,5 тыс. человек. Глава Schlumberger Оливье Ле Пе заявил, что «компания продолжает оценивать свое присутствие, но не планирует уходить». Он также добавил, что операции Schlumberger в РФ сократятся «из-за рыночных условий и предпринятых нами действий» (соблюдение санкций), включая запрет на новые инвестиции и внедрение технологий, пишет oilcapital.ru.
Видно, что американская компания не хочет уходить. Вопрос в том, как долго ей позволят это делать. Не менее важно и то, насколько российский нефтесервис готов ее заменить «в поле». Для SLB потеря рынка России — это примерно 5-6% ее заработка по состоянию на 2022 год. Очевидно, что потеря российского рынка не будет катастрофой и даже отягчающим обстоятельством для производственных или финансовых результатов SLB.
А вот какие будут потери у нефтянки РФ, когда ей придется в один момент менять ПО и оборудование и компенсировать уход Schlumberger, — вопрос сложный.