Предотвратить попадание трансгенных микроорганизмов в окружающую среду – задача огромной важности. Распространение этих микроорганизмов может угрожать как экологической обстановке Европы, так и здоровью европейцев. Однако семь европейских стран до сих пор не имеют соответствующих современным стандартам законов, в которых бы отражались требования, связанные с этой проблемой.

Европейская комиссия решила вызвать в Европейский Суд Бельгию, Германию, Великобританию, Грецию, Испанию и Австрию. Причиной вызова стало то, что в этих странах до сих пор не приняты законы, соответствующие поправке, касающейся использования генетически модифицированных микроорганизмов (GMM). Микроорганизмы – вирусы и бактерии – при попадании в окружающую среду могут стать причиной ее заражения, а также источником вредного воздействия на человеческое здоровье.

Упомянутая поправка была принята в октябре 1998 г. Решение вызвать в Европейский Суд Францию объясняется тем, что этому государству так и не удалось полностью перенести в свое национальное законодательство европейский закон о GMM.

Комментируя это решение, комиссар по защите окружающей среды Margot Wallstrom сказала: "Решения в области оценки опасности GMM, которые отражены в европейском законодательстве, должны быть учтены в национальных законах всех стран-членов Евросоюза. Поддержание высокого уровня защиты человеческого здоровья и окружающей среды – задача, значимость решения которой нельзя переоценить".

Европейский закон требует, чтобы проводящиеся лабораторные работы с различными видами GMM, включая вирусы и бактерии, выполнялись таким образом, чтобы ограничить, насколько это возможно, их воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Закон включает в себя классификацию видов GMM с точки зрения опасности, которую они собой представляют, и применимости к ним тех или иных мер физического, биологического и химического характера. Такие меры могут предполагать использование герметизированных лабораторий, контейнеров или химическую дезактивацию генетически модифицированных микроорганизмов.

Поправка, которую шести странам так и не удалось включить в свое законодательство, имеет целью привести законы в соответствие с современной международной практикой. Она включает положения, касающиеся опасности, возникающей при работе с данными микроорганизмами, а также схему с классификацией такой опасности.

Поправка расширяет перечень принципов использования и контроля за использованием GMM, которые необходимо реализовать с тем, чтобы защитить человеческое здоровье и сохранить окружающую среду.

Кроме того, поправка придает закону большую гибкость, которая поможет ему легче приспосабливаться к техническому прогрессу в будущем.

Изменение национального законодательств должно было быть осуществлено и согласовано с Еврокомиссией не позднее 5 июня 2000 года.

Поскольку не было получено текстов рабочих законов от Бельгии, Германии, Великобритании, Греции, Испании и Австрии, Еврокомиссия выслала каждой стране второе письменное предупреждение, известное как «Обоснованное Заключение», предоставив этим странам срок в два месяца.

От Бельгии был получен ответ, в котором говорилось, что рабочий закон был подготовлен во всех трех бельгийских регионах. Но ни один регион не передал Еврокомиссии окончательно принятого текста.

Германия ответила, что поправки к закону разрабатываются, но до сегодняшнего дня принятый рабочий текст закона еще не был представлен Комиссии.

Великобритания сообщила Еврокомиссии текст рабочего закона – еще перед тем, как было послано предупреждение. Рабочий закон (для Гибралтара) был снова подан Комиссии – уже в ответ на предупреждение. Что касается Северной Ирландии, то британские власти сообщили, что североирландский закон находится на стадии разработки, но готовый текст так и не был представлен.

Испания ответила, что рабочий текст был ею подготовлен, но Комиссия этот текст опять-таки не получила.

В ответ на «Обоснованное Заключение» Австрия сослалась на то, что существующий закон, который был представлен Еврокомиссии уже в 1995 году, удовлетворяет части требований Директивы. Но дополнительные законодательные акты, призванные заполнить пробелы в законодательстве все еще находятся на стадии подготовки.

Греция на «Обоснованное Заключение» не ответила.