сера

Совет Евразийской экономической комиссии отсрочил вступление в силу норм техрегламента, разрешив продавать на территории ЕАЭС высокосернистое судовое топливо. Таким образом, речные суда получат возможность ходить на топливе с содержанием серы не выше 1,5%, несмотря на то, что с 1 января в морских акваториях содержание серы в топливе не может превышать 0,5%. Эксперты отмечают, что отсрочка также будет выгодна для бункеровочных компаний, которые смогут использовать мазут для блендирования.

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на уровне вице-премьеров согласился отсрочить вступление в силу норм техрегламента и продлить до 2024 года возможность продажи топлива с содержанием серы более 0,5% на территории ЕАЭС. Соответствующее решение подтвердил источник в ЕЭК. Согласно правилам, которые должны были вступить в силу с 1 января 2020 года, массовая доля серы в судовом топливе должна была быть снижена с разрешенных 1,5% до 0,5%. Кроме того, со следующего года ужесточаются международные требования к бункеровочному топливу в соответствии с Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (MARPOL), согласно которым содержание серы в любом жидком судовом топливе ограничивается уровнем 0,5% по массе.

При этом, как отмечали судоходные компании, невозможность приобрести в ЕАЭС судовое топливо, кроме как низкосернистое, будет вынуждать судовладельцев бункероваться исключительно более дорогими средними дистиллятами. В сущности, нормы техрегламента ЕАЭС оказывались даже более жесткими, чем нормы MARPOL, поскольку последние не распространяются на речные перевозки, а также не запрещают бункероваться высокосернистым топливом при наличии систем очистки (скрубберов).

В отрасли полагали, что новые требования техрегламента сократят рентабельность грузовых перевозок (в частности, морской каботаж, северный завоз), негативно отразятся на развитии пассажирских перевозок, приведут к убыточности эксплуатации построенных судов и дефолту компаний по лизинговым платежам, кроме того, увеличат расходы, в том числе бюджетные, на содержание флота.

Последствиями такой меры также станет рост транспортных издержек и увеличение цен на товары.

Все это приведет к отрицательному мультипликативному эффекту в судостроении и смежных отраслях промышленности, снижению экспортного потенциала российских грузовладельцев и т. д.

В конце октября глава Минэнерго Александр Новак сообщил Bloomberg, что Россия предлагает отложить ужесточение норм техрегламента до 2024 года. Новые стандарты «приведут к резкому росту цен на топливо для речных судов и судов класса река—море, которые преимущественно работают в территориальных водах России», пояснил агентству господин Новак.

По данным “Ъ”, Минэнерго оценивало потенциальный негативный эффект для российских судоходных компаний в 4–14 млрд руб.

Изначально вопрос на заседании совета ЕЭК планировали рассмотреть 18 ноября, но тогда рассмотрение вопроса было отложено.

Надежда Малышева из PortNews говорит, что отсрочка вступления в силу норм техрегламента позволит заводам поставлять в порты нефтепродукты с содержанием серы свыше 0,5%, которые будут востребованы для морских судов, оборудованных скрубберами, а также для очень небольшой части речных судов, планирующих работать на внутренних водных путях на мазуте в качестве бункерного топлива. Кроме того, этот мазут может быть использован бункеровочными компаниями для блендирования бункерного топлива с целью получить продукт с более низкой серой, заключает эксперт.