Система тарифов на услуги по транспортировке газа должна быть равноправной для всех предприятий газового комплекса и исключать монополизм. В противном случае будут более проблематичными продолжение газификации страны и развитие конкурентной среды в российской газовой индустрии. Таковы основные оценки конференции «Проблемы тарификации на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам в России», состоявшейся 27 апреля в Аналитическом центре при правительстве РФ.

На мероприятии отмечалось, что регулирование тарифов на услуги по перекачке по трубопроводам «Газпрома» происходит только для независимых производителей газа (НПГ). Соответствующие тарифы для организаций «Газпрома» назначаются исключительно внутри компании. «Диссонанс» такого рода нередко создаёт трудности для выхода НПГ на российский рынок. Кроме того, есть «непрозрачность» формирования тарифов для НПГ, что ведет к завышению расценок  и к снижению конкурентоспособности независимых производителей. По данным Минэнерго, с этим может быть связано и то, что газифицировано не более 65% территории страны.

Оценки многих участников подтверждаются данными Федеральной службы по тарифам: средний уровень внутреннего тарифа на услуги по перекачке газа компании «Газпром» на 7% ниже среднего тарифа для сектора НПГ. 

В Аналитическом центре при Правительстве РФ пояснили обозревателю RCC, что наличие двух различных подходов к определению тарифов для разных групп потребителей газотранспортных услуг «создаёт определенные ограничения для наличия равноправной конкуренции в этой сфере».

Целесообразность единого газотранспортного тарифа отмечена Президентом РФ еще в  июне 2014 года в Астрахани на совещании государственной комиссии по развитию российского ТЭКа. Выполнение этой рекомендации связано со структурными преобразованиями в «Газпроме» и с выделением из состава отдельной структуры, отвечающей за транспортировку газа по магистральным трубопроводам.

Как уточнил RCC Василий Смирнов, начальник управления ценообразования ОАО «Газпром», «такое решение не представляется рациональным и наверняка приведет к резкому удорожанию тарифов по перекачке газа». По его мнению, «должно сохраняться единое, интегрированное управлением газовым комплексом, включая его транспортную систему». При этом, «тарифы на перекачку и внутренние цены на газ отстают от уровня издержек по добыче и транспортировке газового сырья».

По данным Олег Иванова, директора департамента планирования, управления эффективностью и развития газового бизнеса ОАО «НК «Роснефть», тарифы на транспортировку газа  завышены,  их формирование сохраняется «весьма «непрозрачным». Ряд составляющих этих тарифов, как пояснил RCC г-н Иванов, остаются, «можно сказать, за семью печатями, поэтому трудно уяснить детальную схему тарифообразования на транспортировку газа».

Относительно динамики этих расценок, О. Иванов уточнил, что «за 2003-2014 гг. тариф на услуги по перекачке газа увеличился в 5,1 раза: это почти вдвое выше уровня инфляции за тот же период».