Газовый сектор остается единственным сектором сотрудничества Сирии с Россией. Это обусловлено внутренней гражданской войной и агрессией так называемого «Исламского государства» («ИГИЛ»). В Минэкономразвития РФ в середине июня состоялись российско-сирийские переговоры по экономическому сотрудничеству. Стороны подтвердили свою заинтересованность в реализации нефтегазовых и других совместных проектов.

Отмечалось, что внешнеторговый оборот РФ с Сирией в 2014 г. возрос почти на 60% по сравнению с 2013 г., до 595 млн долл. Компаниями «Стройтрансгаз» и «Татнефть» проработаны проекты развития газопереработки, газо- и нефтепроводной сети в стране. Но реализации этих проектов по графику затруднена из-за политической обстановки.

Мощность сирийского ГПЗ, запланированного обеими сторонами, составит до 1,3 млрд кубометров в год по сырью. Планируется также совместное освоение семи месторождений природного газа.

Среднесуточная добыча сирийской нефти понизилась с 387 тыс. баррелей в 2011 г. до 10 тыс. баррелей в 2014 г. Добыча газа, по данным сирийского миннефти, сейчас достигает 10 тыс. кубометров в сутки: газ используется в основном в электроэнергетике.

Ранее разрабатывались совместные проекты по увеличению добычи фосфатов, с привлечением российских и зарубежных инвесторов. По запасам фосфатов Сирия занимает одно из лидирующих мест в регионе. Но самые крупные месторождения пока под контролем «ИГИЛа». Годовая добыча в Хнефесе превышала 80 тыс. тонн, а в Шаркии – достигала 3 млн тонн.

На днях Государственный телеканал Сирии и Reuters сообщили, что, по данным сирийского минобороны, обеспечен контроль «по всему периметру нефтяного месторождения в окрестностях Пальмиры». Имеется в виду крупное нефтегазовое месторождение Jazal. До 2012 г. здесь добывалось около 150 тыс. куб. метров газа и до 3 тыс. баррелей нефти в сутки. А северо-западнее Пальмиры предполагаются более крупные газовые месторождения.

«Восстановление сирийской экономики связано с использованием ее энерготранзитных возможностей и освоением газовых ресурсов, - пояснил RCC эксперт Центра изучения Кавказа, Поволжья и Средней Азии института Востоковедения РАН Андрей Арешев. Сохраняется российское участие в газовых и других энергопроектах в Сирии. Не исключено, что ситуация в стране обусловлена борьбой за обладание этими ресурсами и транзитными маршрутами. Это тем более вероятно, так как был запланирован мощный ирано-иракско-сирийский газопровод в Европу».

Развернутую оценку этих факторов высказала испанская «El Сonfidencial» еще в разгар сирийского кризиса: «...Как заявил Усама Монахид (Osama Monahid) из ближневосточного международного Карнеги-центра, Сирия занимает четвертое место среди  нефтегазодобывающих стран. На ее территории норвежские специалисты разведали крупнейшие месторождения газа. Монахид полагает, что пока США и Россия не достигнут соглашения об использовании энергетических ресурсов Сирии, гражданская война в этой стране будет продолжаться».