Цена на никель достигла десятилетних максимумов, подорожав до $22,745 тыс. за тонну. Цены подталкивает вверх ожидание увеличения продаж электромобилей, что подстегнет спрос на батареи, в которых используется никель. Ситуация играет на руку «Норникелю», для которого такой рост цены может увеличить годовую EBITDA почти на $1 млрд.

Цена на никель 12 января в ходе торгов на LME выросла на 4,4%, до $22,745 тыс. за тонну, что стало рекордом с августа 2011 года. После пика котировки отступили до уровня в $22,245 тыс. за тонну. Рост цены вызван ставками инвесторов на рост использования электромобилей: никель является важным компонентом для производства батарей. Рост цен может позитивно сказаться на выручке «Норникеля», доля никеля в которой составляет 20%.

Согласно материалам ко дню стратегии «Норникеля», изменение цены на никель на 10% от базового уровня в $17,917 тыс. дает эффект на годовую EBITDA в $352 млн. Таким образом, с учетом текущих ценовых показателей EBITDA компании может увеличиться на $950 млн. Вместе с тем Борис Синицын из «Ренессанс Капитала» отмечает, что, хотя текущая цена никеля превышает среднюю цену за 2021 год почти на 20%, нынешние цены палладия и родия, напротив, на 20% ниже. Последние два металла имеют больший вес в выручке, так что по текущим ценам выручка «Норникеля» может оказаться даже немного ниже, чем в 2021 году.

Борис Синицын подчеркивает, что в реальном выражении с учетом долларовой инфляции цены на никель все-таки не превысили пик 2014 года. Последние месяцы запасы цветных металлов в конечной форме на биржах находятся на минимальных уровнях, особенно если сравнивать с текущим спросом в мире. Это подстегивает цены не только на никель, но и на алюминий и медь. За последний месяц больше всего из этих трех металлов подорожал алюминий — на 14%, говорит аналитик.

По итогам прошлого года ситуация на мировом рынке никеля резко изменилась. Баланс рынка сменился с профицита в 2020 году в 82 тыс. тонн на дефицит в 149 тыс. тонн. «Норникель» отмечал, что причиной изменений стало сокращение предложения и устойчивое восстановление спроса. По оценке компании, по итогам этого года на рынке может установиться незначительный профицит в 59 тыс. тонн преимущественно низкосортного никеля. В этом году ожидается, что мировое производство увеличится на 20%, до 3,2 млн тонн. Прогнозы на 2030 год предполагают дефицит из-за более быстрого развития сектора электромобилей. Среднегодовой рост потребления составит 7%, а предложения — 6%. По оценкам Института никеля, годовой спрос на никель в низкоуглеродной энергетике вырастет к 2050 году с текущих 35 тыс. тонн в год до почти 1 млн тонн в год за счет развития солнечных и ветряных электростанций.

Борис Красноженов из Альфа-банка говорит, что в краткосрочной перспективе рост цен на никель может продолжиться. «В своих моделях мы используем среднюю цену около $18 тыс. за тонну на 2022 год. Существенный рост потребления никеля в секторе электромобилей можно ожидать лишь на среднесрочном горизонте, в то время как производство нержавеющей стали в Китае может упасть в первом квартале из-за остановки ряда мощностей на запланированные ремонты в преддверии Олимпийских игр в Пекине»,— говорит он.

Если говорить о более долгосрочном горизонте, доля никеля в секторе электромобилей может достигнуть 35–40% от общего мирового потребления к концу десятилетия, пишет Ъ.

Уровень потребления будет зависеть непосредственно от темпов развития сектора электромобилей, химического состава аккумуляторных батарей, выбранных основными производителями, и прогресса в масштабировании технологии производства сульфата никеля из никелевого чугуна. В настоящий момент для производства аккумуляторных батарей используется около 10% мирового никеля. Сектор нержавеющей стали остается основным потребителем никеля, на который приходится более 70% объемов.