Россия все же начнет переговоры о продлении контракта на транзит газа с Украиной: «Газпром» и «Нафтогаз Украины» формально затронут вопрос уже на этой неделе, а содержательные консультации Москвы и Брюсселя могут начаться ближе к концу мая. Впрочем, по мнению источников, переговоры, видимо, продлятся многие месяцы. Пока стороны лишь обозначили позиции: Киев хочет транзит не менее 40 млрд кубометров газа в год, тогда как «Газпром» готов на 15 млрд кубометров. По оценке “Ъ”, безубыточности украинского маршрута можно достичь при прокачке не менее 25 млрд кубометров в год.
Россия готова провести переговоры с ЕС о продолжении транзита российского газа через Украину после истечения текущего контракта в 2019 году. О соответствующей встрече договорились министр энергетики РФ Александр Новак и вице-председатель Еврокомиссии Марош Шефчович по телефону 10 апреля (о разговоре стороны сообщили только 11 апреля). Беседа состоялась на следующий день после разговора Владимира Путина и канцлера Германии Ангелы Меркель. Госпожа Меркель после этого заявила, что сохранение транзита газа через Украину остается приоритетом политики Германии. В итоге позиция России относительно роли ЕС в переговорах о транзите газа поменялась: напомним, что еще 13 марта премьер Дмитрий Медведев заявлял, что «Евросоюз к двусторонним отношениям "Газпрома" с его украинским контрагентом отношения не имеет».
Дата встречи господ Новака и Шефчовича пока неизвестна. Рассматривается вторая половина мая, возможно, даты Петербургского экономического форума (24–26 мая). Но посол ЕС в РФ Маркус Эдерер на данный момент отозван для консультаций из-за ситуации с «делом Скрипаля», и визит Мароша Шефчовича в Россию пока выглядит проблематичным. Кроме того, к тому моменту в РФ будет новое правительство, в которое Александр Новак, возможно, войдет в ином статусе, чем сейчас.
Пока же переговоры пройдут на уровне «Газпрома» и «Нафтогаза», встреча по проблемам транзита состоится на этой неделе. Но она, видимо, будет формальной: по мнению собеседников, стороны ограничатся декларацией позиций. В среду позицию Киева частично раскрыл глава Минэнерго Украины Игорь Насалик — по его словам, транзит останется выгодным для Киева только при объемах более 40 млрд кубометров в год, а предложение «Газпрома» по транспортировке 10–15 млрд кубометров неприемлемо: «Нам нужно будет еще вкладывать свои средства, чтобы перекачивать этот объем газа». По его словам, при транзите около 40 млрд кубометров экономические показатели украинского маршрута «такие же, как у "Северного потока"» (Nord Stream).
При отстаивании своей переговорной позиции «Газпром» действительно может исходить из показателей «Северного потока» как эталонных. При почти одинаковой длине (1240 км и 1222 км) текущая ставка транзита по центральному коридору через Украину — $32,2 за тысячу кубометров, по Nord Stream-1 — $27,8. Но реальная эффективная ставка по Nord Stream-1 составляет $22, учитывая, что «Газпром» как акционер проекта получает половину доходов. Операционные расходы «Северного потока» (с учетом компрессорной станции «Портовая») — около $7 на тысячу кубометров. Возможно, что в ходе модернизации газотранспортной системы (ГТС) Украина сможет приблизиться к этим показателям (несмотря на более низкое давление в системе). По оценке Mott MacDonald, затраты на модернизацию ГТС для транзита 30 млрд кубометров в год должны составить $2,7 млрд.
Если Киев получит эти средства под 4% годовых на десять лет, то для того, чтобы покрыть операционные расходы, обеспечить возврат кредитов и минимальную прибыль управляющей компании ГТС, транзит должен составлять не менее 25 млрд кубометров в год по ставке $22 за тысячу кубометров. При более высокой ставке транзита Украина начнет зарабатывать на нем.
Таким образом, пространство для компромисса существует, тем более что «Газпрому» как минимум в 2020–2021 годах будет нужна украинская ГТС. Остается неясным, насколько далеко удастся продвинуться в переговорах в этом году, учитывая предстоящие выборы на Украине в ноябре, отмечают собеседники. По мнению Симона Пирани из Оксфордского института энергетических исследований, существует два основных варианта договоренностей по транзиту: заключение контракта на три-пять лет или ряда краткосрочных соглашений. К середине 2020-х годов, по его мнению, украинский транзит может сократиться до незначительных объемов вплоть до полного обнуления, если не улучшатся политические отношения между Москвой и Киевом.