Стоимость разведанных запасов углеводородов в Арктике достигает $3,6 трлн. Россия контролирует большую часть арктических запасов - 73% газа и 45% нефти. Об этом сообщили в пресс-службе Восточного центра государственного планирования.
Через Арктику проходит Северный морской путь - ключевой транспортный коридор между Европой и Азией. Объем перевозок по маршруту вырос с 31,5 млн тонн в 2019 году до 37,9 млн тонн в 2024-м и при развитии инфраструктуры может достигнуть 150 млн тонн к 2035 году.
Время доставки по Северному морскому пути существенно меньше: от Мурманска до Шанхая летом - 12 дней, зимой - 28 дней, тогда как путь из Новороссийска через Суэцкий канал занимает 30-35 дней. Арктическая зона России формирует глобальный климат и углеродный баланс планеты, благодаря мерзлоте и ледяным покровам, накапливающим парниковые газы. Из-за растущей промышленной активности планируется увеличить долю «зеленых» инвестиций с 2,6% до 4,5% к 2036 году, пишет angi.
Регион сталкивается с комплексом вызовов - износом инфраструктуры, геополитической нестабильностью и нехваткой кадров. В то же время рост грузопотока, торговый поворот в сторону Азии и новые технологии открывают возможности для экономического развития. Экономика Арктической зоны РФ сегодня превышает 9,7 трлн руб.
«Она опирается на мощную ресурсную базу углеводородов, твердые полезные ископаемые. Предприятия Мурманской области, Норильска, Ямала, Архангельской области и Чукотки формируют промышленный каркас региона», – рассказал директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.
Добыча полезных ископаемых доминирует в Ненецком (83,7% ВРП) и Ханты-Мансийском (78,8%) округах, тогда как перерабатывающая промышленность развивается в Красноярском крае (27,6%) и Архангельской и Мурманской областях (около 22%). С 2019 по 2023 год инвестиции в основной капитал региона выросли на 92,4%, что превышает среднероссийский показатель в 82,4%.
