Текущее обострение политических отношений между Россией и Западом и продолжающийся обмен угрожающими заявлениями отодвинули на второй план ход проекта «Северный поток-2». Еще полгода назад казалось, что этот газопровод и связанные с ним проблемы — едва ли на самый важный аспект в отношениях России и Германии, да и ЕС в целом. Сейчас же дискуссия, а порой и заочная перепалка между официальными лицами в основном проходят в военных, а не экономических или юридических терминах.

Одна из причин снижения накала вокруг «Северного потока-2», на мой взгляд, в том, что ввод его в эксплуатацию без общего улучшения отношений мало что изменит. Упрощая, можно сказать, что ни «Газпром», ни Германия не заинтересованы в немедленном запуске трубы, поскольку сама по себе она не способна быстро повлиять на ситуацию на европейском газовом рынке.

Власти Германии могли бы рассчитывать, что после начала прокачки «Газпром» увеличит поставки газа, из-за чего цены снизятся. Но эти ожидания могут быть основаны только на некой политической договоренности, ведь у монополии нет ни юридического обязательства, ни экономической целесообразности наращивать поставки, пишет Ъ.

«Газпром» и сейчас может поставлять больше газа по уже работающим газопроводам — так, «Ямал—Европа» простаивает уже второй месяц. Но с экономической точки зрения в этом нет смысла: увеличив поставки на несколько процентов, можно уронить цену газа на спотовом рынке (к которой привязаны цены большинства долгосрочных контрактов) на десятки процентов и, заработав сотни миллионов долларов за счет роста объемов, потерять миллиарды из-за снижения цены.

Учитывая весь портфель контрактов «Газпрома», эффект весьма значителен: если средняя цена экспорта «Газпрома» в 2022 году составит $400 за 1 тыс. кубометров вместо запланированных $296 за 1 тыс. кубометров, это с лихвой окупит всю стоимость «Северного потока-2» (€9,5 млрд). Газ на европейских хабах сейчас стоит около $900 за 1 тыс. кубометров.

Рискну предположить, что при нынешнем состоянии рынка, которое едва ли радикально изменится в ближайшие месяцы, «Газпром» минимально использовал бы «Северный поток-2», даже если бы имел такую возможность.

Пока похоже, что труба еще долго не будет работать, но это не значит, что она бесполезна. Технически готовый к эксплуатации газопровод резко снижает риски «Газпрома» в том случае, если возникнут проблемы с другими маршрутами поставок, прежде всего через Украину. «Северный поток-2» также будет сильным аргументом в переговорах о будущем транзита через страну после 2024 года.