Судостроительному центру «Звезда», проекту «Роснефти», не будут выделены деньги фонда национального благосостояния (ФНБ) – как объявил президент Путин, 60 млрд руб. «Звезда» получит от «Роснефтегаза». В субботу на самой верфи помощник президента по экономике Андрей Белоусов провел совещание о нуждах проекта. «Надо решить четыре проблемы, которые сейчас тормозят проект, иначе 60 млрд руб. не принесут заметного результата и будут потрачены неэффективно», – сообщил «Ведомостям» Белоусов.

Во-первых, обеспечить «Звезду» заказами госкомпаний, а также компаний, получивших господдержку – работающих на арктическом шельфе, в Арктике и на Северном морском пути. Президент поручал сделать это еще в прошлом ноябре, но только теперь решено, что компании должны подписать с «Роснефтью» соглашения о намерении, в котором взять на себя обязательства размещать заказы на определенную технику (суда снабжения, газовозы и проч.) на «Звезде»; «Роснефть» же гарантирует сроки поставки оборудования, его качество и цену. «Неправильно, если все риски этих заказов возьмут на себя другие компании, часть должна взять «Роснефть», – объяснил Белоусов. С предложением обязать другие компании размещать заказы на «Звезде» ранее обратился в правительство президент «Роснефти» Игорь Сечин. Сейчас на «Звезде» заказы размещает только «Роснефть», а будут – «Совкомфлот», «Газпром», «Новатэк». Основной критерий – господдержка в любом виде, не только госденьги.

Предлагалось также привлечь на «Звезду» частные компании, такие как «Лукойл», рассказывает один из участников совещания: «Они просят доступа на шельф; значит, должны проявить солидарность».

Проект строится в три очереди (2014–2020, 2021–2025 и 2026–2030 гг.), «Роснефть» обеспечит заказами все три очереди, «Новатэк» разместит заказы уже на первой очереди, сказано в презентации.

Вторая проблема – обеспечение «Звезды» инженерной инфраструктурой. ФСК должна построить электроподстанции мощностью 65 МВт, «Газпром» – провести газопровод. Общие расходы на инфраструктуру, по оценкам «Роснефти», – 5,4 млрд руб., следует из материалов к совещанию. По словам Белоусова, инфраструктура должна быть построена в ближайшее время, на этапе строительства первой очереди, возражений быть не может, эти объекты должны быть включены в инвестпрограммы монополий. С ФСК и «Газпромом» их новые обязательства уже обсуждались, на совещании был представитель ФСК, рассказывают его участники.

Третья проблема – обеспечить строительство инжинирингового центра, чтобы разрабатывать технологии строительства платформ и судов ледового класса, некоторые из таких технологий в России отсутствуют, указывает Белоусов: у «Роснефти» есть соглашения с корейской и сингапурской компаниями, но их технологии надо адаптировать под российские стандарты.

В компаниях из перечня обязательных заказчиков «Звезды» недоумевают. Сейчас есть понятная практика размещения заказов у корейских и китайских компаний; возможно, заказы на «Звезде» и будут выгодней, но производство еще не началось, никакой ясности нет, указывает человек, близкий к «Совкомфлоту». Белоусов обещает, что ущерба компании не понесут: размещение их заказов возможно, только если по цене, качеству и срокам поставки суда «Звезды» будут сопоставимы с судами с азиатских верфей.

Четвертая проблема – жилье для 3500, а затем еще 3000 сотрудников «Звезды»: 250 000 кв. м стоимостью примерно 20 млрд руб., приводит оценку один из чиновников. Власти Владивостока дали понять, что средств на это в их бюджете нет; регион только обязался разработать схему финансирования проекта. Часть средств может дать федеральный бюджет, полагает собеседник, но где взять остальные деньги, пока не ясно.

Себестоимость первых заказов может быть выше, чем на зарубежных верфях, предупреждает сотрудник «Звезды», но по мере увеличения заказов начнет снижаться. С учетом высоких валютных рисков заказы на заводе должны стать намного выгоднее заказов у иностранных конкурентов, считает Белоусов, но все это будет возможно, только если правительство решит все проблемы «Звезды».

Строительство второй очереди, возможно, потребует денег ФНБ – около 20 млрд руб., рассказал Белоусов, а третья в основном будет финансироваться из свободного операционного потока компании.Денег от «Роснефтегаза» должно хватить только на строительство первой очереди, остается необходимость в деньгах для двух других очередей. «Роснефти» предстоит уточнить финансовую модель: прежде проект оценивался в 145,5 млрд руб., из ФНБ запрашивалось 89 млрд. Строительство первой очереди обойдется в 78,2 млрд; к 60 млрд руб. «Роснефтегаза» добавляются кредиты Газпромбанка и акционера. Газпромбанк установил высокую ставку, «Роснефть» просит субсидировать ставку из бюджета.

Это станет возможным только при гарантированных заказах других компаний, чтобы загрузить вторую очередь, подчеркивает гендиректор «Звезды» Владимир Цыбин: завод начнет выпускать более сложную ледовую технику, понадобятся крупные инвестиции, заказов должно стать много.