"Сургутнефтегаз" второй год подряд не может зарегистрироваться в реестре акционеров венгерской MOL, 21,2% акций которой приобрел за $1,86 млрд. Дивидендов от компании он тоже не получает. Но у российской компании еще остается шанс с выгодой продать принадлежащий ей пакет — сейчас его стоимость на $340 млн превышает цену покупки.

"Сургутнефтегаз", который больше года назад приобрел 21,2% акций венгерской нефтекомпании MOL Plc, так и не смог зарегистрироваться в реестре акционеров компании, поэтому уже второй раз не примет участия в ее собрании акционеров, сообщили венгерская газета Napi Gazdasag и информагентство MTI со ссылкой на свои источники. Реестр акционеров, которые могут принять участие в собрании, был закрыт 15 апреля, собрание пройдет 29 апреля. В MOL не комментируют, был ли "Сургутнефтегаз" зарегистрирован, в российской компании этот вопрос также обсуждать отказались.

По информации Napi Gazdasag, "Сургутнефтегаз" не был включен в реестр, поскольку венгерский финансовый регулятор (PSZAF) продолжает начатое в 2009 году расследование покупки российской компанией акций MOL. "Цель проверки — изучить, действовали ли участники рынка во время сделки в соответствии с законом о рынке ценных бумаг, который запрещает использование инсайдерской информации и рыночные спекуляции",— пояснил «Коммерсанту» пресс-секретарь PSZAF Иштван Биндер. Он подтвердил, что расследование не завершено.

MOL Plc добывает около 2,16 млн тонн нефти и 3,4 млрд кубометров газа в год. Нефтекомпании принадлежат четыре НПЗ в Восточной Европе, суммарная мощность которых около 18 млн тонн нефти в год, и более 1 тыс. АЗС. Пакет акций MOL размером 21,2% "Сургутнефтегаз" выкупил у австрийской OMV в марте 2009 года. Сумма сделки составила €1,4 млрд ($1,86 млрд), вдвое дороже рыночной стоимости актива.

Сделка была воспринята менеджерами самой MOL (контролируют более половины акций компании) и венгерским правительством как недружественная. В апреле прошлого года "Сургутнефтегаз" уже не смог принять участие в собрании акционеров. К тому же MOL отказалась от выплаты дивидендов по итогам 2008 года, тогда же были приняты поправки к уставу компании, позволяющие акционеру голосовать не более 10% акций вне зависимости от величины пакета. Решение не выплачивать дивиденды наблюдательный совет компании принял и в этом году (см. "Ъ" от 15 апреля), хотя ее прибыль составила $540 млн.

"Сургутнефтегаз" может считаться акционером MOL, голосовать и получать дивиденды только с момента включения в реестр, отмечает Денис Кутишенко из Incor Alliance Law Office. До этого момента, даже если компания выплатит дивиденды, они будут задепонированы, добавляет он. "Сургутнефтегаз" оспаривает отказ о включении его в реестр в венгерском суде.

Как уверял на этой неделе глава Минэнерго Сергей Шматко, российские власти продолжат поддерживать "Сургутнефтегаз". Пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков также говорит, что правительства двух стран регулярно обсуждают эту тему, надеясь найти компромисс, но возможные варианты не называет. А источник "Ъ", близкий к российскому МИДу, добавляет, что обсуждение осложнено проходящими в Венгрии выборами в парламент, второй тур которых завершится 25 апреля.

Источник "Ъ" в "Сургутнефтегазе" уверяет, что компания рассчитывает продать пакет и суть переговоров в том, кто станет его покупателем — правительство Венгрии или сама MOL. По его мнению, после завершения выборов переговоры продолжатся. Правда, глава "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов в марте опровергал возможность продажи акций MOL. "Мы довольны этой сделкой: акции растут, зачем их продавать?" — говорил он. Виталий Крюков из ИФД "Капиталъ" отмечает, что сейчас цена акций MOL на $340 млн превышает ту, по которой их покупал "Сургутнефтегаз".