Суда, работающие на сжиженном природном газе (СПГ), в ближайшие 5-10 лет останутся наиболее эффективным и экологичным видом морского грузового транспорта, а для массового внедрения других типов низкоуглеродного топлива потребуется больше времени. Такое мнение высказал Алексей Корниенков, руководитель отдела стратегического планирования и развития бизнеса Gazprom Neft Trading.

«Рассматривая все альтернативы традиционному бункерному топливу для танкеров – водород, аммиак, метанол, биотопливо - мы пришли к выводу, что альтернативы СПГ как топливу для наших танкеров в настоящий момент на рынке нет. Это наше видение не только на краткосрочную, но и на среднесрочную перспективу», - сказал Корниенков, пояснив, что речь идет о периоде не менее 5-10 лет.

На танкерном рынке уже есть суда, работающие на метаноле, но они относятся преимущественно к типоразмеру MR, тогда как существует потребность в судах типоразмера Aframax. Суда типоразмера MR имеют дедвейт 25—45 тыс. т, а суда Aframax - 80—120 тыс. т.

«Пока нет других судов и типов бункеровки, которые могли бы представить жизнеспособную альтернативу уже существующим – и достаточно экологичным - судам на газомоторном топливе, - сказал Корниенков. - Требуются большие вложения, чтобы создать инфраструктуру для новых видов топлива как со стороны потребления, так и со стороны производства и доставки [топлива] в точки бункеровки».

В настоящее время около 50% танкеров, которые «Газпром нефть» использует для перевозки нефти, работают на СПГ-топливе. Компания намерена увеличивать эту долю, подчеркнул Корниенков. «Мы смотрим в будущее и уже сегодня видим, что наши покупатели, наш рынок требует снижения углеродных выбросов при доставке нефти»- сказал он.

«Газпром нефть» экспортирует жидкое углеводородное сырье морским транспортом со своих арктических месторождений. Легкая нефть с Новопортовского месторождения на полуострове Ямал отгружается на экспорт через терминал «Ворота Арктики» в Обской губе Карского моря. Добыча и отгрузки тяжелой нефти сорта Arco осуществляются с платформы Приразломная на шельфе Карского моря. «Газпром нефть» использует танкер-накопитель «Умба» в районе незамерзающего порта Мурманск для промежуточной перевалки обоих сортов нефти – Новопортовской легкой (Novy Port) и Arco. При необходимости на один танкер можно погрузить одновременно два сорта нефти, отметил Корниенков.

Основным партнером «Газпром нефти» по вывозу нефти с арктических месторождений выступает российская государственная судоходная компания «Совкомфлот». В начале июня генеральный директор «Совкомфлота» Игорь Тонковидов отмечал, что использование СПГ является основной стратегией компании на следующие 5-10 лет. «Совкомфлот» изучает возможности использования водорода и аммиака как топлива для судов, но сроки практического внедрения таких технологий пока остаются под вопросом, пояснял Тонковидов.