«Татнефть» к 2013 году построит в России сеть из 150 сервисных центров для обслуживания цельнометаллокордных шин, вложив в проект 457 млн руб. В прошлом году компания запустила в Нижнекамске завод по производству данных шин для грузовиков и автобусов проектной мощностью 1,2 млн штук в год. Эксперты считают, что сервис позволит «Татнефти» усилить свои позиции на российском рынке ЦМК-шин. Однако российский конкурент компании — «СИБУР—Русские шины» отмечает, что проект «Татнефти» является вынужденным, так как российский рынок обслуживания ЦМК-шин развит недостаточно.

ОАО «Татнефть» планирует к 2013 году построить в России 150 сервисных центров для обслуживания цельнометаллокордных шин (ЦМК-шин), рассказал исполнительный директор торгового дома «Кама» (дочернее предприятие, занимающееся дистрибуцией шин) Ринат Биктимеров. Первые 40 центров появятся в России уже в нынешнем году, они будут располагаться вдоль основных федеральных трасс. Как сообщил г-н Биктимеров, по предварительным подсчетам, объем инвестиций в проект составит 457 млн руб. По его словам, помимо России, сервисные центры также будут построены в странах СНГ, Восточной и Западной Европы, Средней Азии и Африки. Объем инвестиций в зарубежные проекты и сроки реализации пока не определены. «Мы бы не хотели, чтобы это были прямые инвестиции. Мы планируем работать в зарубежных странах с партнерами по франшизе, — сказал господин Биктимеров. — На первоначальном этапе в каждой из стран должно появиться по одному-двум центрам».

Сеть сервисных центров понадобилась «Татнефти» в связи с тем, что в конце прошлого году она запустила завод по производству ЦМК-шин для грузовиков и автобусов по технологии концерна Сontinental (Германия) проектной мощностью 1,2 млн штук в год и стоимостью 16,8 млрд руб. В нынешнем году ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК» должно произвести 208 тыс. шин, а к 2013 году выйти на проектную мощность. Предполагалось, что первые партии шин будут экспортированы в ближнее зарубежье, а также продаваться в розницу в России. Затем завод рассчитывает начать поставки автозаводам — в первую очередь ОАО «КамАЗ», его дочернему ОАО «НефАЗ» и основному конкуренту УралАЗу, пишет «Коммерсантъ».

Конструкция ЦМК-шины отличается тем, что изношенный протектор может быть восстановлен три раза, что увеличивает срок службы покрышки со 150 тыс. до 500 тыс. км пробега. «Именно этим и объясняется необходимость создания сети сервисных центров», — сказал господин Биктимеров. Правда, отметил он, «в сервисных центрах можно будет осуществить лишь первое восстановление, последующие необходимо будет делать на заводе в Нижнекамске».

Помимо «Татнефти», единственным производителем ЦМК-шин в России сегодня является ОАО «СИБУР—Русские шины». «В настоящее время наши производственные мощности составляют более 300 тыс. штук в год, — сообщил заместитель гендиректора по стратегическому развитию «СИБУР—Русские шины» Игорь Караваев. — Скоро мы запустим дополнительное производство, благодаря чему наши мощности увеличатся до 1 млн шин в год. Сегодня основным конкурентом как для нас, так и для производства в Нижнекамске является Michelin с его брендом Kormoran и китайские производители».

По словам господина Караваева, на российском рынке грузовых шин ЦМК-шины занимают около 15%. По данным «СИБУР—Русские шины», объем российского рынка ЦМК-шин в 2009 году составил 8,2 млрд руб., по сравнению с 2008 годом он из-за кризиса сократился на 39%. Как сообщил аналитик ИК «Финам» Константин Романов, в 2008 году емкость рынка ЦМК-шин в России составила 1,4 млн штук, в 2009 году она упала до 900 тыс. Основными игроками на рынке являются Michelin (доля 22%), Bridgestone (20%), «СИБУР—Русские шины» (14%), «Белшина» (9%), Goodyear (10%). Остальную долю занимают производители Юго-Восточной Азии.

Господин Караваев полагает, что создание «Татнефтью» сервисной сети — «хорошая мера, которая позволит продвигать продукцию», но она, скорее, «вынужденная», потому что в России рынок ЦМК-шин развит недостаточно. Сам «СИБУР—Русские шины» рассматривает возможность передачи сервиса на аутсорсинг. «В мире это довольно распространенная практика, когда бизнесом по восстановлению шин занимаются не их производители. Существует две модели, и неизвестно, какая из них лучше», — сказал господин Караваев.

Аналитик ИК «Финам» Константин Романов считает, что сети «Татнефти» из 150 центров будет вполне достаточно, чтобы обеспечить сервис ЦМК-шин в региональных центрах субъектов РФ и крупнейших городах, где реализуется шинная продукция компании. По его оценкам, сроки окупаемости вложенных «Татнефтью» в проект средств могут составить от пяти до семи лет. «Благодаря наличию качественных сервисных центров, «Татнефть» сможет потеснить конкурентов, в частности, китайских производителей»,— добавляет он.