Исполнительный директор ОАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ) Алексей Виноградов сообщил «Коммерсанту-Ростов», что в настоящее время комплекс по перевалке аммиака в поселке Волна готов на 75%. Он сказал, что в текущем году львиная доля доходов ТоАЗ решением собрания акционеров будет направлена на развитие химического гиганта. «В ближайших планах — ввод в эксплуатацию первой очереди порта в Краснодарском крае», — говорит господин Виноградов.

Работы на перегрузочном комплексе в поселке Волна начались в 1999 году и были приостановлены в 2004 году из-за претензий администрации края и контролирующих органов. На совещании в администрации края с участием губернатора Александра Ткачева и председателя совета директоров ОАО «Тольяттиазот» Владимира Махлая было отмечено более 20 пунктов нарушений, допущенных при строительстве, включая отсутствие заключения экологической экспертизы и несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства. «Пора прекратить партизанщину „Тольяттиазота“, безопасность людей важнее», — заявил тогда Александр Ткачев.

По данным сайта компании, перевалочный комплекс «Тольяттиазот» в поселке Волна имеет проектную мощность 6 млн тонн собственной грузовой базы, включая наливные, генеральные грузы и минеральные удобрения. В его строительство уже вложено 300 млн долларов.

Однако компании еще предстоит пройти этап согласований, отсутствие которых и стало причиной приостановки проекта четыре года назад. Алексей Виноградов признал, что разрешения на возобновление строительства, выдача которого находится в компетенции Департамента архитектуры Краснодарского края, пока не получено.

В отделе перспективного развития инфраструктуры Департамента градостроительства и архитектуры Краснодарского края „Ъ“ пояснили, что строительные работы на объекте велись в отсутствие правоустанавливающих документов на землю, проектной документации и положительного заключения экспертизы. С 2005 года, когда были обнародованы претензии администрации и контролирующих структур к компании, вопросы согласования решены не были, так как базовым документом является договор на право собственности или право аренды на земельный участок. «Без этого направлять документы на экспертизу невозможно», — пояснил руководитель отдела Виктор Голоколосов. По его словам, на практике процесс согласования подобного проекта может занять от нескольких месяцев до нескольких лет.

Между тем аналитики склонны считать, что возобновление проекта вызвано урегулированием ситуации на самом ТоАЗе. Последние несколько лет руководство тольяттинского завода заявляло о попытках рейдерского захвата со стороны структур, близких к «Ренове» Виктора Вексельберга. Два года назад компании удалось консолидировать 7,5% акций ТоАЗа, однако увеличить эту долю «Ренове» не удалось. Год назад этот пакет был продан ОАО «Объединенная химическая компания „Уралхим“». Последний через арбитраж пытался вынудить основных акционеров тольяттинского предприятия предоставить ему финансовую отчетность. Отраслевые эксперты не раз говорили, что «Уралхим» не заинтересован в том, чтобы быть портфельным инвестором ТоАза, и связывали иски с желанием увеличить пакет в нем до уровня, позволяющего влиять на принимаемые решения. Однако на этой неделе стало известно, что «Уралхим» начал отзывать свои исковые требовании из самарского арбитража, что было расценено экспертами как отказ от попыток консолидации ОАО «Тольяттиазот» с «Уралхимом».

«Если компания подверглась рейдерской атаке, что говорит об ошибках менеджмента, то совершенно закономерно, что ни одна из контролирующих структур не согласовывала проектную документацию в течение нескольких лет», — говорит директор агентства Infranews (Москва) Алексей Безбородов. Это фактически подтвердил источник „Ъ“ на ТоАЗе: «Приостановка проекта аммиачного комплекса в Краснодарском крае была вызвана в большей степени попыткой рейдерского захвата нашего предприятия со стороны определенных структур. Сейчас мы почти урегулировали этот вопрос, поэтому можем вернуться к нашему краснодарскому проекту».

Аналитики считают момент для возобновления строительства благоприятным. «Кризис увеличил сроки окупаемости портовых проектов до 6–8 лет, но они все равно остаются весьма привлекательными. В их пользу играет снижение затрат из-за сокращения стоимости строительных материалов и рабочей силы. С учетом того, что 2008 год можно назвать удачным для ТоАза (выручка ОАО в прошлом году могла составить 698–727 млн долларов, чистая прибыль 166–190 млн долларов), компания имеет возможность продолжить финансирование проекта», — утверждает Владимир Сергиевский, аналитик ИК «Финам».

«Для ТоАЗа комплекс в Краснодарском крае очень важен, так в настоящее время практически вся его экспортная продукция направляется на перевалку в порт Южный (Украина), что увеличивает транспортные издержки компании», — говорит аналитик агентства SeaNews (Санкт-Петербург) Лилия Аксенова.