Российские авиакомпании в октябре впервые могут получить из бюджета значимый объем компенсации роста цен на авиакеросин — речь идет о примерно 3,5 млрд руб. Это в десять раз больше, чем в сентябре. Рост выплат в рамках механизма демпфера на керосин вызван продолжающимся увеличением оптовых цен, которые в октябре бьют исторические максимумы. Однако компенсации не полностью покрывают взлет стоимости топлива, а перевозчики не могут целиком переложить увеличившиеся расходы в цену билетов.

Авиакомпании могут получить крупнейшие компенсации из бюджета за рост цен на авиакеросин в октябре в размере 5,4 тыс. руб. за тонну, предварительно подсчитал «Петромаркет». Речь идет о компенсации в рамках демпфирующего механизма, который призван смягчать для авиакомпаний эффект роста стоимости топлива при высоких ценах на нефть.

Демпфер рассчитывается как разница между средней за месяц экспортной котировкой авиакеросина в Северо-Западной Европе и фиксированной стоимостью топлива внутри РФ (цена отсечения на 2021 год — 53,25 тыс. руб. за тонну). Но бюджет компенсирует авиакомпаниям не всю эту разницу, а только 65% от нее. По оценкам «Петромаркета», объем авиакеросина, который российские авиакомпании использовали в октябре, может составить 600 тыс. тонн.

По мнению Елены Сахновой из «ВТБ Лизинга», потребление по итогам месяца составит 650 тыс. тонн. Таким образом, перевозчики в рамках демпфера могут получить около 3,2–3,5 млрд руб. за октябрь в зависимости от объема потребления топлива. В Минфине отказались от комментариев.

Демпфер на авиакеросин был разработан после резкого роста цен в 2018 году и заработал осенью 2019 года. Фактически выплаты начались только с сентября этого года — из-за пандемии цены на авиатопливо упали, и экспортная альтернатива не превышала установленную в формуле цену отсечения, пишет Ъ.

Однако теперь авиакеросин непрерывно дорожает вслед за ценами на нефть, а также на фоне постепенного восстановления объемов авиасообщения. Стоимость авиакеросина внутри РФ, по данным СПбМТСБ, на этой неделе достигла максимальных в истории значений в 58 тыс. руб. за тонну. Осенью авиатопливо в России обычно ускоренно дорожает, поскольку керосиновая фракция также используется для выпуска зимнего дизеля (как в рамках товарного производства на НПЗ, так и при кустарном производстве зимнего топлива путем смешивания более дешевого летнего дизтоплива с авиакеросином).

В сентябре демпфер на керосин составлял 450 руб. за тонну, а спрос со стороны авиакомпаний в «Петромаркете» оценивали в 670 тыс. тонн. При этом в АЭВТ называли более высокую цифру в 770 тыс. тонн. В итоге выплаты за октябрь могут более чем в десять раз превысить компенсации за предыдущий месяц.

Однако, по словам собеседников в авиакомпаниях, выплаты по демпферу даже сейчас вряд ли можно считать существенной мерой поддержки. «Механизм наконец заработал, это можно приветствовать, однако уже с 2022 года объемы поддержки начнут снижаться, поскольку цена отсечения увеличится до 55,9 тыс. руб. за тонну, и это удручает»,— говорит один из источников. Согласно формуле демпфера, цена отсечения ежегодно растет на уровень прогнозной инфляции.

Отрасль, которая понесла серьезные убытки во время пандемии, неоднократно поднимала вопрос о повышении компенсации за подорожание керосина, но правительство так и не пошло на уступки. В июне АЭВТ предлагала правительству снизить индикативную цену в формуле демпфера до 39,3 тыс. руб. за тонну, что позволило бы существенно увеличить выплаты. Даже по состоянию на октябрь объем компенсаций составляет около 9% от оптовой цены авиакеросина.

Собеседники в авиакомпаниях говорят, что не могут полностью переложить в стоимость авиабилетов выросшие издержки на закупку топлива. По оценке Елены Сахновой, в отсутствие демпфера цены на билеты в среднем выросли бы на 2% в октябре, или на 230 руб.