«Роснефть» подвела итоги тендера на перевозку светлых нефтепродуктов по железной дороге общей стоимостью 6,6 млрд руб. Запрос оферт был объявлен еще в середине марта, компания искала перевозчика светлых нефтепродуктов со своих НПЗ Самарской группы, в том числе на экспорт, на период до 31 марта 2021 года. Заказчик перевозок — дочерняя структура нефтекомпании «РН-Транс». Речь идет о перевозке до 5,6 млн тонн нефтепродуктов, при этом есть опцион на увеличение этих объемов до 30%. Исходно итоги тендера планировали подвести в конце августа, но срок рассмотрения заявок неоднократно продлевался. Итоговый протокол был опубликован в конце ноября. Участниками закупки стали шесть компаний, они не раскрываются.
Победителем стал крупнейший игрок на рынке железнодорожных перевозок нефтепродуктов — «Трансойл». В «Трансойле» сообщили, что оператор «уже более десяти лет является ключевым партнером компании "Роснефть" по перевозке продукции Самарской группы НПЗ и, как в предыдущие годы, готов гарантированно оказывать качественные услуги в интересах стратегического клиента». С ноября 2019 по январь 2020 года компания уже перевезла в рамках контракта 218,4 тыс. тонн нефтепродуктов.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что это крупнейший конкурс в сфере железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов в 2019 году. «Роснефть» заключила свои основные контракты в 2014 году и пролонгировала их в 2016 году на пять лет, и теперь они действуют до конца первого квартала 2021 года, поясняет он. Полученные сейчас «Трансойлом» объемы перевозила «Транссинергия» (входила в Rail Garant), которая в июне 2018 года продала 2,2 тыс. цистерн компании RailGO Рахмана Халилова и с начала 2019 года прекратила выполнять условия контракта, и «Роснефти» пришлось проводить новый тендер, рассказывает господин Бурмистров. По его оценкам, в связи с заключением контракта «Трансойл» сможет в 2020 году увеличить перевозки на 200 тыс. тонн в месяц и частично компенсировать снижение объемов в связи с прекращением перевозок нефтепродуктов Антипинского НПЗ.
Источник “Ъ” на рынке отмечает, что из-за растущих издержек на содержание парка число средних по размеру перевозчиков сокращается. Под ударом оказываются полукэптивные компании с региональным опытом работы и без практики обслуживания крупнейших НПЗ.
По оценкам «Infoline-Аналитики», рынок предоставления цистерн для перевозки нефтеналивных грузов в 2018–2019 годах быстро консолидировался: доля трех крупнейших операторов — «Трансойла», «Нефтетранссервиса» и RailGO — в совокупном парке, работающем на рынке РФ, с 40% в начале 2018 года увеличилась до 53% на конец первого полугодия 2019 года. При этом наиболее активным консолидатором парка стала RailGO, которая в 2018 году и за девять месяцев 2019 года приобрела 13,6 тыс. нефтеналивных цистерн, в том числе 9,3 тыс. у «Модум-транс», отмечает Михаил Бурмистров. По его словам, небольшие игроки уходят с рынка, так как парк нефтеналивных цистерн списывается по возрасту, нужно инвестировать в закупки новых, а цена на них достаточно высокая. Кроме того, добавляет эксперт, из-за роста цен на комплектующие возросла стоимость ремонтов и содержания парка, а контрактные условия на перевозку у крупнейших нефтекомпаний очень жесткие.