В ночь на субботу президент США Дональд Трамп подписал закон об оборонном бюджете, включающий в себя пункт о введении санкций против компаний, которые предоставляют услуги по укладке газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Швейцарская Allseas, чьи суда до последнего времени в авральном режиме укладывали последний участок «Северного потока-2» около острова Борнхольм, немедленно объявила о приостановке работ. Вполне вероятно, что компания вынуждена будет бросить почти законченный проект. В таком случае «Газпром» достроит оставшиеся примерно 130 км трубы с помощью собственного трубоукладчика «Академика Черского» и принадлежащей «Межрегионтрубопроводстрою» баржи «Фортуна». Последняя уже имеет опыт укладки «Северного потока-2». Такой сценарий может задержать ввод газопровода на несколько месяцев.
Швейцарская компания Allseas последние три недели прикладывала максимальные усилия для того, чтобы как можно быстрее закончить работу над «Северным потоком-2». На 21 декабря крупнейшее в мире трубоукладочное судно Pioneering Spirit проложило примерно две трети первой нитки газопровода на участке в исключительной экономической зоне Дании — последнего отрезка трубы, оставшегося недостроенным. Судно Solitaire, которое не может укладывать трубы столь же быстро, тем временем проложило примерно половину второй нитки. Таким образом, на 21 декабря общая длина недостроенного участка газопровода в однониточном исполнении составляла около 120–130 км — 5% от общей протяженности.
Однако в ночь на 21 декабря президент США Дональд Трамп подписал давно объявленные санкции против «Северного потока-2», которые запрещают предоставлять какие-либо услуги для его строительства под угрозой блокирования активов в США и невозможности ведения бизнеса с американскими компаниями. Причем норма законопроекта была сформулирована несколько двусмысленно — она вступала в силу немедленно, но давала потенциальным жертвам санкций 30 дней на сворачивание запрещенной активности. Allseas как глобальный игрок, который дорожит своими будущими контрактами с западными компаниями, объявила о приостановке прокладки сразу же после того, как Дональд Трамп подписал закон. По данным Marinetraffic, оба трубоукладчика остаются на месте с пометкой «укладка труб приостановлена».
Существует вероятность, говорят источники, что Allseas разрешат прокладку еще в течение какого-то времени, чтобы «бросить» трубу в безопасной акватории.
В принципе, современная прокладка морских газопроводов не должна осуществляться обязательно непрерывно, и трубоукладчик может «отцепить» трубу, например в случае неблагоприятных погодных условий, которые делают продолжение прокладки небезопасным. Позднее этот конец трубы вновь поднимают со дна на трубоукладочное судно с помощью крана и продолжают работы.
Тем не менее весьма вероятно, что власти США не разрешат Allseas проводить какие-либо дополнительные работы. В таком случае «Газпрому» придется достраивать газопровод самостоятельно. У компании есть собственный трубоукладчик «Академик Черский», который может укладывать трубы диаметром до 1,5 метра, то есть способен положить и трубы для «Северного потока-2», чей максимальный диаметр с обетонированием достигает 1,4 метра. Проблема в том, что судно находится в Находке и даже если выйдет из порта в ближайшее время, сможет прибыть на Балтику примерно через месяц.
Кроме того, в строительстве «Северного потока-2» уже принимала участие компания «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС) с трубоукладочной баржей «Фортуна». Это судно в 2018 году уложило первые 13 км обеих ниток газопровода в территориальных водах России. Баржа в целом предназначена для работы в прибрежных водах, она плоскодонная, то есть более чувствительна к волнению моря и непогоде, чем морские суда Allseas. Тем не менее технически она способна укладывать трубы «Северного потока-2» на глубину до 200 метров, что было бы достаточно для завершения проекта. В отличие от «Академика Черского», баржа «Фортуна» находится в паре дней пути от места возможных работ — в немецком порту Мукран. В «Газпроме» отказались от комментариев, представитель МРТС в субботу был недоступен.
В Nord Stream 2 AG, операторе строительства газопровода, подтвердили, что Allseas остановил прокладку. Там отметили, что «мы вместе с компаниями, поддерживающими проект, будем работать над завершением строительства газопровода как можно быстрее», и добавили, что «завершение проекта весьма важно для европейской энергетической безопасности».
Если бы не санкции, Allseas могла бы завершить укладку газопровода уже в январе, поскольку Pioneering Spirit вел ее со скоростью 5 км в день, а Solitaire — 3 км. Если теперь швейцарская компания вынуждена будет свернуть операции, а прокладку продолжит только менее мощная «Фортуна», сроки завершения проекта увеличатся. Так, «Фортуна» может укладывать такую трубу со скоростью около 1,5 км в день, что потребует около трех месяцев для завершения прокладки обеих ниток. Однако, учитывая сложные погодные условия на Балтике зимой, «Фортуна», вероятно, не сможет работать непрерывно в этот сезон, как это удавалось втрое большему по размеру двухкорпусному Pioneering Spirit. Таким образом, срок ввода газопровода, обозначенный в ноябре вице-премьером Дмитрием Козаком — середина 2020 года — и казавшийся несколько пессимистичным, теперь выглядит вполне вероятным. После завершения прокладки трубы необходимо еще провести ее испытания и заполнение газом, на что уйдет, вероятно, 1,5–2 месяца.
Представители Украины, которые в субботу объявляли детали будущего нового соглашения с «Газпромом» о транзите газа, не скрывали своей радости от введения санкций США. «Так выглядит лучший предновогодний подарок для всех нас»,— написал в Facebook глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. Премьер Украины Алексей Гончарук написал в Twitter, что санкции усилили позицию страны в переговорах с Россией по газу. «Таким образом, санкции обеспечивают стабильные рынки и конкурентоспособные цены для всех европейских потребителей. "Северный поток-2" не должен быть завершен»,— заявил он.
Между тем тот объем транзита, о котором договорились стороны — 65 млрд кубометров в 2020 году и по 40 млрд кубометров в последующие четыре года,— явно предполагает ввод первой нитки «Северного потока-2» уже в следующем году и его выход на полноценную эксплуатацию в 2021 году.
Этот график был изначально понятен при реализации проекта и связан с тем, что приемная инфраструктура на территории Германии (газопровод Eugal) будет полностью готова только к осени 2020 года. Отметим, примерно такие потребности в транзите через Украину “Ъ” предполагал еще в марте 2018 года. В 2018 году транзит через Украину составил 88 млрд кубометров.
Тем не менее судов, которые могут достроить газопровод «Северный поток-2», у России сейчас нет, заявил президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. По его словам, только проектирование такого судна может занять полтора-два года. По словам премьер-министра России Дмитрия Медведева, газопровод «Северный поток-2» будет достроен, несмотря на санкции.
«Насколько мне известно, таких судов, которые прямо сегодня могли бы быть взяты откуда-то <...>, чтобы приступить немедленно к работе, нет», — сказал он в интервью телеканалу «Россия 24», отвечая на вопрос ведущего о том, есть ли у России суда, способные достроить газопровод. Президент ОСК добавил, что подобные суда обычно строятся под определенный проект и очень редко используются для работ на свободном рынке, пишет Ъ.
По словам господина Рахманинова, если будет заказ, то ОСК немедленно приступит к проектированию и строительству такого судна. «В среднем, наверное, мы все-таки говорим о полутора-двух годах проектирования и трех-четырех годах строительства. К сожалению, это для нас будет, как всегда, что-то сделанное с нуля, поэтому в меньшие сроки мы не уберемся», — добавил он.