Обострение российско-турецких отношений  и усугубление конфликта в Сирии способны радикально "перекроить" географию нефте- и газопроводных маршрутов в Восточном Средиземноморье и Закавказье. Таков основной вывод конференции-видеомоста Москва-Тбилиси, состоявшегося 2 декабря с.г., по теме "Международный терроризм: угроза для Большого Кавказа".

Эксперты России и Грузии высказали обозревателю RCC нижеследующие мнения:

Директор Кавказского Института региональной безопасности (Тбилиси) Александр Русецкий: "действия террористических групп всё быстрее приближаются к трансазиатским нефте- и газопроводам в Турции. Неспокойная ситуация возможна вблизи трубопроводов и нефтяных терминалов в Грузии. Потому, что не исключены планы "переделать" нынешнюю карту нефтегазовых потоков, что негативно скажется на экономике Турции, Грузии, Азербайджана. А также может поставить под вопрос создание Южного газового коридора в Европу из прикаспийскийх стран экс-СССР через Турцию. Пока основным маршрутом для азербайджанской нефти остается трубопровод Баку-Тбилиси-порт Джейхан, но турецко-сирийская конфронтация и нестабильнотсь на юго-востоке Турции способны "закупорить" этот маршрут. Тем более, что курдские повстанцы его не единожды перекрывали, а это теперь дополняется растущей активностью в регионе ультраисламистских групп.

Всем этим странам вместе со странами-импортерами нужно выработать совместные меры по обеспечению безопасности путей транспортировки нефти и газа в этом регионе, имеющих международное значение".

Порт Джейхан и примыкающий к нему турецкий участок нефтепровода из Азербайджана расположены вблизи турецко-сирийской границы и недалеко от районов, где с 1960-х гг действуют курдские повстанцы.

Доктор политических наук Вахтанг Маисая (Тбилиси): "в географическом плане, эскалация военных действий против "Исламского государства" в сирийско-турецком приграничье и нарастание напряженности в регионе от Джейхана до Северного Ирака могут вскоре понизить конкурентоспособность "транстурецких" нефтегазовых коридоров. И повысить ее в отношении нефте- и газопроводов к портам Грузии, если действия террористов не будут распространены на эти грузинские районы.

Многие страны региона "завязаны" на этих маршрутах, потому срочно требуются коллективные меры по обеспечению здесь бесперебойности нефтегазопоставок. Трубопроводы и порты Грузии и Турции, как и пролив Босфор, стали крупными нефтетранзитными хабами, в которых заинтересованы многие страны-импортеры нефти. Но некоторые транснациональные компании и соседние страны не прочь попытаться изменить в свою пользу устоявшиеся было нефтеэкспортные маршруты. Не исключено, что эти попытки - среди главных причин резкого обострения ситуации в регионе. Кстати, на картах ультраисламистов значится "велаят Кавказ", включающий трубопроводные артерии и порты всего Кавказского региона".

Андрей Арешев, эксперт Центра изучения Кавказа, Поволжья, Урала и Центральной Азии Института Востоковедения РАН: "обращает на себя внимание, что действия ультраисламистов и антитеррористической коалиции смещаются поближе к транзитным нефтепроводам в сирийско-турецком приграничье. Вдобавок, в последнее время растет число иммигрантов из Сирии и Ирака, прибывающих в трубопроводные и припортовые районы юго-восточной Турции. Этот тренд примечателен, поскольку некоторые влиятельные круги заинтересованы в том, чтобы через Сирию или Турцию поставлялись в Европу углеводороды в основном с Аравийского полуострова. Что, в свою очередь, "опередит" поставки из Ирана, тоже возможные через Сирию и Турцию.

Можно сказать, политические лабиринты таких проектов, во-первых, негативно влияют на ситуацию в нефтетранзитных районах Турции. А во-вторых, не гарантируют Азербайджану и его южнокаспийским соседям стабильности энергоэкспортных путей, действующих в регионе. Выработка общерегиональных мер безопасности, касающихся данных путей, необходима. Но это возможно в том случае, если долгосрочные интересы стран-экспортеров и транзитёров не противоречат планам "соседних" и транснациональных нефтегазовых компаний".

Главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Аджар Куртов: "на ситуации в Закавказье, во взаимоотношениях восточносредиземноморских, ближневосточных стран сказываются, как и прежде, факторы нефтегазовой и нефтегазотранзитной политики. Но ее определяют не столько сами эти страны, сколько транснациональные компании. Они отнюдь не всегда объективно информируют те же страны о своих реальных планах. Характерно,  что недавнее крушение пассажирского лайнера РФ в Египте произошло в районе, где действует ультраисламистская группировка "велаят Синай", выступающая за независимость Синайского региона и  за отделение от Египта Суэцкого канала и параллельного нефтепровода СУМЕД (Суэц - Порт-Саид, 330 км. - прим. ред.). То есть, за лишение Египта нефтяных артерий мирового значения. Очевидно, что авторы этого "проекта" - едва ли местные ультраисламисты".