Вчера на Уфимском НПЗ были введены в эксплуатацию два реактора установки гидроочистки вакуумных газойлей, предназначенной для очистки продуктов первичной переработки нефти от примесей серы. Теперь завод получил техническую возможность полностью перейти на выпуск нефтепродуктов стандарта «Евро-4» (содержание серы — 0,005%, октановое число не ниже 95), говорит гендиректор предприятия Анатолий Сухоруков. По его словам, до сих пор только 20% продукции предприятия соответствовало этому стандарту. Также завод на 0,5 млн т в год сможет увеличить объем переработки. В прошлом году Уфимский НПЗ переработал 6,1 млн т нефти, на долю светлых нефтепродуктов — бензина и дизельного топлива — приходится около 70%.

Уфимский НПЗ входит в группу башкирского ТЭКа, контроль над которой в апреле приобрела АФК «Система». В Уфимском НПЗ компании принадлежит 78,49%. Добыча предприятий группы башкирского ТЭКа — около 11 млн т нефти в год, переработка — около 20 млн т.

Законодательно в России бензин стандарта ниже «Евро-4» запрещается выпускать только с конца 2011 года. До этого момента заводы могут производить «Евро-3», а до конца 2010 года — «Евро-2». С 2015 года производство топлива ниже стандарта «Евро-5» запрещено.

Ни один завод пока не обладает возможностью полностью перейти на стандарты «Евро-4» и по бензину и по дизельному топливу, говорит гендиректор «ВНИПИнефть» Владимир Капустин. «Приходится признать, что предложение высокоэкологичных топлив башкирских НПЗ пока опережает спрос»,— добавляет директор института «Химпереработка» Эльшад Теляшев. Директор завода бензинов ТАИФ-НК Амиль Калимуллин отмечает, что на внутреннем рынке доля «Евро-4» составляет не более 20%. Остальное приходится на «Евро-3», при этом розничные цены на оба стандарта практически равны, что не стимулирует НПЗ к расширению производства более экологичного топлива для реализации внутри России, что приведет к увеличению продаж ВАЗ по всей стране

Эксперты также отмечают, что от нынешних возможностей НПЗ отстает пока и более старый по сравнению с европейским автопарк России. В Европе стандарт топлива «Евро-3» действует с 1998 года, с 2005 года все автомобили стран Евросоюза оснащаются двигателями «Евро-4». При этом начальник управления информации ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» Диана Лапшина считает, что «при поставках на экспорт стандарт евро не является определяющим, так как крупнейшими импортерами бензина являются США и страны Африки, где существуют собственные стандарты качества продукта».

Нефтяники не хотят тратить значительные средства на модернизацию своих перерабатывающих предприятий, по¬скольку не видят, что нефтепродукты новых стандартов будут востребованы, говорит Лев Сныков из «ВТБ-Капитала». Но на уфимских заводах мощности по гидроочистке изначально были лучше, чем у конкурентов, добавляет он.

Гендиректор «Системы-Инвест» (управляет башкирскими предприятиями «Системы») Виктор Хорошавцев считает, что ввод новых мощностей «повышает конкурентоспособность всего комплекса башкирских предприятий ТЭКа» и подготавливает почву под их вывод на новые рынки. Однако это не означает, что теперь завод будет выпускать только продукцию стандарта «Евро-4», отмечают в «Системе-Инвест». «Если на рынке будет востребовано топливо „Евро-4“, мы готовы на 100% перейти на выпуск этой продукции. Но в решении этого вопроса прежде всего мы будем ориентироваться на экономическую целесообразность»,— говорят в компании.