Нидерландская компания Unilever потратит 1 млрд евро в течение 10 лет на сокращение объема продуктов переработки ископаемого топлива, используемых в производстве бытовой химии. Инициатива коснется не только собственного производства компании, которой принадлежит более 400 брендов, включая Cif, Domestos, Glorix, Coral, Omo и Persil. Часть суммы пойдет на то, чтобы помочь партнерам из цепи поставок внедрить новые технологии, позволяющие им обойтись без нефти.
В общей сложности вся цепь поставок Unilever генерирует 100 млн т выбросов углекислого газа в год, из которых на долю партнеров приходится 30%. Unilever стала первой корпорацией в секторе бытовой химии, которая инвестировала такую крупную сумму в сокращение своего углеродного следа.
По словам президента Unilever по сегменту товаров для дома Питера тер Кулве, в секторе бытовой химии назрел «момент дизеля»: так топ-менеджер сравнил свой сектор с автомобильным (как выяснилось в 2015 г., автомобили Volkswagen на дизельном топливе загрязняли воздух сильнее, чем показывали тесты, афера получила название «Дизельгейт»).
Другими словами, пришло время производителям бытовой химии всерьез заняться вопросами экологии. Алан Джоуп, генеральный директор Unilever, объявил целью компании сократить вдвое выбросы парниковых газов в процессе производства своих продуктов к 2030 г. Кроме того, компания планирует наносить информацию об углеродном следе на этикетку каждого из 70 000 своих продуктов. А к 2039 г. руководство Unilever планирует свести выбросы к нулю – это на 11 лет раньше, чем того требует от стран-участниц Парижское соглашение по климату (цель заключенного в 2015 г. соглашения – удержать рост мировой температуры в пределах 1,5 градуса по Цельсию, для чего 189 участвующих в соглашении стран обязались сократить выбросы парниковых газов до нуля к 2050 г.).
По словам тер Кулве, людей сегодня больше волнует, например, количество электроэнергии, потребляемое стиральными машинами в процессе стирки. Однако полученные в результате переработки ископаемого топлива вещества, которые входят в состав средств для стирки, – например, поверхностно-активные вещества (ПАВ) и кальцинированная сода – несут в себе гораздо больше вреда для экологии. На долю этих веществ приходится 46% углеродного следа Unilever. Если заменить их на экологичные альтернативы, то Unilever сможет исключить из использования в производстве в своей цепи поставок 1 млн т нефтепродуктов ежегодно.
В качестве альтернатив нефтепродуктам в компании рассматривают источники разного происхождения – в основном растительного. Шаги по внедрению таких альтернатив уже предпринимаются: в Великобритании пересмотрели формулу геля для стирки Persil, добавив туда пятновыводитель на растительной основе, а принадлежащий Unilever чилийский бренд средств для мытья посуды Quix теперь использует в качестве ПАВ моносахарид, который получают в результате жизнедеятельности бактерий. Однако полностью «озеленить» масс-маркет бытовой химии пока не получится – слишком много понадобится полей, заявил Financial Times тер Кулве. И здесь Unilever уже приходится искать замену растительным альтернативам – например, переработанные пластиковые отходы. Таким способом собираются получать очищающий реагент в моющем средстве Cif пока только в Великобритании.
Unilever расширяет сеть экологичных поставщиков – в их число войдет, например, биотехнологический стартап Ginkgo Bioworks, который производит компоненты еды, парфюмерии и медикаментов с помощью микроорганизмов. Четыре года назад Unilever приобрела Seventh Generation, американскую компанию по производству чистящих средств на растительной основе.
Если Unilever удастся выполнить свой план, это сократит суммарные выбросы парниковых газов компании от производства бытовой химии на 20%. Компания собирается сокращать и количество пластиковых отходов, которых в 2019 г. набралось 700 000 т. К 2025 г. эту цифру планируют уменьшить вдвое. Начало уже положено: упаковка Persil в Великобритании с сентября 2020 г. будет на 50% состоять из переработанного пластика. И это уже позволит сократить годовое количество пластиковых отходов от продукции Unilever на 1000 т, пишут Ведомости.
Главные конкуренты Unilever на рынке бытовой химии – американская компания Procter & Gamble (P&G) и немецкий производитель Henkel – тоже планируют делать производство более экологичным. В июле 2020 г. президент P&G Дэвид Тейлор объявил, что к 2030 г. компания станет углеродно нейтральной: сократит выбросы парниковых газов на 50% (эта часть плана была анонсирована еще в 2018 г.), а выбросы еще 30 млн т углерода компенсирует экологическими программами по защите и восстановлению экосистем, включая леса, болота и луга. Что касается Henkel, в июне 2020 г. компания также присоединилась к борьбе с изменением климата и пообещала к 2030 г. сократить количество выбросов парниковых газов на 75% (по сравнению с уровнем 2010 г.), а к 2025 г. сэкономить 100 млн т выбросов углекислого газа.