Власть общественного мнения в будущем приведет к тому, что нефтяной бизнес практически будет сведен к минимуму. Такое мнение высказал совладелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман, сообщает корреспондент РБК
«Технологии, которые возникли на рубеже веков, создали бесконечное количество каналов обмена информации, а это привело к тому, что огромная масса людей стали выражать свое мнение, иногда очень сильно и быстро и консолидируемое относительно того или иного бизнеса», — сказал Фридман.

В качестве примера бизнесмен привел «маленькую шведскую девочку», экоактивистку Грету Тунберг, которая сказала, что «нефть — это плохо», и «попала в болевой нерв общественного мнения», обеспокоенного изменением климата. В результате нефтегазовые компании «теряют лицензию от общества» на свою деятельность.

«Мы, как инвесторы в нефтяной рынок, видим [это] очень ясно. Тот факт, что миллионы людей могут выражать свое мнение о том, что этот бизнес приносит пользу обществу или не приносит пользы обществу в целом, является фундаментальным фактором влияния на судьбу этого бизнеса», — указал совладелец «Альфа-Групп».

Особенно это видно в демократических странах, где проявление недовольства существованием нефтяного бизнеса побуждает к тому, что предпринимаются шаги по отказу от невозобновляемых источников энергии в течение 20–30 лет, отметил он.

Фридман обратил внимание, что отношение общества к нефтяному бизнесу, который раньше считался «почетным и уважаемым», за последние несколько лет радикально изменилось. Разумеется, с одной стороны, все понимали, что определенный вред окружающей среде есть, но, с другой стороны, «не было другого источника энергии», отметил он. «И сейчас нет, и, конечно, его ничто быстро не заменит», — констатировал бизнесмен.

«Этот очень громкий посыл [недовольство общества] уже услышан и приводит к тому, что правительства, власти стран начинают работать над тем, чтобы это [нефтяной бизнес] как-то потихоньку сворачивать. Здесь сидят молодые люди, думаю, что вы все доживете до того момента, когда действительно этот бизнес в каком-то смысле будет практически сведен к минимуму, — считает он. — Это власть общественного мнения».

Раньше, продолжил Фридман, бизнес получал разрешение на ведение дел у власти. Тогда не было такого количества каналов коммуникации и не было прямых отношений между бизнесом и обществом — его в отношениях с бизнесом представляла власть, сказал бизнесмен. Сейчас мир «вступает в эпоху», когда общество будет «выдавать лицензии» на занятия бизнесом, отметил он. Речь идет, как пояснил Фридман, не о «правительственной лицензии на добычу или банковскую деятельность, а об общественной лицензии в дополнение к правительственной», то есть общество будет решать, нужен тот или иной бизнес или нет.

«Сейчас это называется ESG [environmental, social, governance — экологическая, социальная и управленческая ответственность], но по большому счету у нас появился новый игрок, новый cтейкхолдер — общественное мнение», — подытожил бизнесмен.

В январе 2020 года экоактивистка Грета Тунберг на Всемирном экономическом форуме в Давосе призвала правительства отказаться от инвестиций в разработку и добычу ископаемого топлива и предоставления субсидий, а также от самого ископаемого топлива. Еще раз она раскритиковала страны за поддержку использования ископаемого топлива на организованном президентом США Джо Байденом климатическом саммите.