Источники из Красноярского края рассказали об ухудшении ситуации на местном рынке бензина из-за аварии на Ачинском НПЗ в середине июня, а также о действиях нефтяных компаний, присутствующих в регионе.

Трейдер рассказал, что сбытовое предприятие одной из нефтяных компаний фактически ушло с местного рынка, передает АТР.

«В последнее время эта ВИНК поставляет бензин только одной сети АЗС в Красноярском крае. Ни одна другая сеть заправок сейчас не может купить у нее товар», – сказал источник.

Сбытовое предприятие другой нефтяной компании в настоящее время поставляет в Красноярский край крупные объемы бензина. Эта компания заключила договоры хранения со многими местными независимыми нефтебазами, причем в договорах фигурируют минимальные ставки за хранение. Владельцы нефтебаз шли на такие условия в надежде, что контракты обеспечат им стабильные поставки бензина. Однако этого не произошло, жалуются участники рынка.

Из-за сложившейся ситуации сильнее всего страдают крупные сети АЗС, способные составить конкуренцию заправкам нефтяных компаний.

«Владельцы одной–двух заправок купят по бензовозу „дешевого“ бензина, и это решит большую часть их проблем. Но крупным сетям АЗС не принципиально – бензовозом меньше, или бензовозом больше. В результате они поставлены на грань выживания, ведь до выборов 14 сентября никому в регионе не позволят поднять цену 92-го бензина на заправках выше 30 руб./л. Нефтяные компании, видимо, используют аварию на Ачинском НПЗ, чтобы выдавить с рынка конкурентов», – сказал источник в красноярской сети АЗС. По его словам, чтобы местная розница продавала бензин Регуляр-92 «в ноль», его цена должна составлять не менее 32 руб./л.

Другой источник в красноярской рознице рассказал, что его компанию не спасают закупки бензинов производства Омского НПЗ на бирже.

«Штрафы за сверхнормативный простой цистерн по биржевым сделкам таковы, что зачастую дешевле купить бензин у местных перекупщиков по спекулятивной цене», – посетовал собеседник.

«Грузополучатель отвечает за нахождение вагонов только на путях необщего пользования. Подтверждением сдачи вагона на пути необщего пользования и его возврата грузополучателем на пути общего пользования после разгрузки является ведомость подачи–уборки вагона. В случае задержки вагона на путях общего пользования, грузополучатель может потребовать (если ему удастся получить этот документ) составления акта общей формы. Однако ни тот, ни другой документ компания не принимает к рассмотрению. Таким образом, грузополучатель поставлен в заведомо безвыходную ситуацию и вынужден платить штрафы за чужие ошибки. Похоже, что нефтяная компания использует условия биржевого договора, чтобы выставлять максимальные штрафы за простои вагонов по биржевым сделкам. Видимо, таким образом компания пытается создать дополнительные преференции своему сбытовому предприятию в Красноярском крае, которое хранит товар на многих частных нефтебазах региона», – рассказал Дмитрий Голубков из компании «Солид-товарные рынки».

В качестве отдельной проблемы местные участники рынка называют некорректную информацию о ценах бензина, которая доводится до заинтересованных органов.

«Компании сообщают минимальные цены, которые отражают крайне незначительные объемы поставок бензина. В результате у чиновников складывается неверное представление о красноярском рынке, что у нас в регионе есть бензин по низкой цене. О том, что по этим ценам практически ничего невозможно купить, естественно, умалчивают», – рассказал трейдер.