ЗАО «Балтийский балкерный терминал» — оператор универсального перегрузочного комплекса минеральных удобрений (УПКМУ), предназначенного для перегрузки из железнодорожных вагонов на морские суда с возможным кратковременным хранением на складе минеральных удобрений различных марок. Производительность первой очереди комплекса составляет 3 млн тонн в год. Однако увеличение объема перевалки невозможно при существующих габаритных характеристиках главного фарватера порта Санкт-Петербург.

23 января в морском порту Санкт-Петербурга прошло совещание по вопросу реконструкции главного фарватера.

В совещании приняли участие министр транспорта РФ С.Франк, губернатор Санкт-Петербурга В.Матвиенко, руководство морского порта Санкт-Петербурга и «Уралкалия», а также ректор Санкт-Петербургского горного университета В.Литвиненко, генеральный директор «Ленморниипроекта» В.Погодин и представители министерства обороны.

Заслушав информацию ОАО «Уралкалий» и ФГУП «Росморпрорт», совещание отметило, что рост перевалки грузов в порту во многом обеспечивается устойчивым ростом объемов перевалки калийных удобрений. Так, с 2001 по 2003 годы отгрузка калийных удобрений возросла с 1 млн до 2,6 млн тонн.

«Балтийский балкерный терминал», введенный в эксплуатацию в 2001 году, имеет склады максимальной емкостью единовременного хранения в пяти-семи секциях 150 и 120 тыс. тонн минеральных удобрений. Склады оснащены загрузочными конвейерами, ленточно-петлевыми перегружателями, предназначенными для сбрасывания груза с загрузочного конвейера в отсеки склада и каскадной течкой типа «Кливленд-каскад».

Для транспортировки груза со складов предусмотрены четыре независимые технологические линии оборудованные кратцер-кранами и разгрузочными конвейерами. Производительность каждого конвейера до 1500 тонн в час. Погрузка судов производится с помощью двух специализированных судопогрузочных машин производства немецкой фирмы FAM производительностью до 1500 тонн в час.

Однако существующий причал протяженностью 265 метров с разрешенной осадкой 11 метров не позволяет обрабатывать суда грузоподъемностью свыше 30 тыс. тонн.

Руководство ОАО «Уралкалий» и ОАО «Балтийский балкерный терминал» неоднократно выступали с инициативой по оперативному взаимодействию при организации дноуглубительных работ на главном фарватере с доведением отметки канала до 13 м. Для этого необходимы проектно-изыскательские исследования для уточнения объемов и стоимости работ.

На прошедшем совещании, по словам генерального директора «Уралкалия» М.Широкова, принято историческое решение о проведении реконструкции главного фарватера порта Санкт-Петербурга. Реконструкция будет проведена в течение 2004-2005 годов, финансирование в равных долях возложено на ОАО «Уралкалий», СП ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» и ФГУП «Росморпорт», проектные работы поручено выполнить ОАО «Ленморниипроект».

Поскольку от углубления главного фарватера зависит существенное увеличение грузооборота стратегического для российской экономики порта, то правительство РФ и администрация Санкт-Петербурга будут оказывать содействие в реализации данного проекта.