Лидеры Кении, Руанды и Уганды согласовали процесс реализации проекта по строительству регионального восточно-африканского НПЗ, который будет расположен в западной части Уганды, сообщает НТ со ссылкой на африканскую газету Zegabi.

Правительства трёх стран приняли совместное инвестиционное решение на фоне превращения региона в производителя нефти после открытия рентабельных нефтяных запасов в Уганде и Кении, отмечают эксперты. Это создаёт необходимость строительства НПЗ поблизости от порта Момбаса.

Кенийская Petroleum Refineries является единственным нефтеперерабатывающим предприятием региона, его мощность составляет 35 тыс баррелей в день. Но этого недостаточно, чтобы переработать нефть, обнаруженную на месторождениях Кении и соседних стран - Южного Судана и Уганды. Планируется, что НПЗ в Уганде будет перерабатывать 60 тыс баррелей нефти в день, то есть его мощность будет вдвое больше, чем у кенийского завода.

При этом кенийская экономика, по оценкам, потеряла в прошлом году более 8 млрд шиллингов (около $92 млн) из-за проблем с НПЗ, расположенным в пригороде Момбасы, которому в начале прошлого года грозило закрытие.

Решение о строительстве регионального НПЗ, по сообщениям, было принято в 2013 году, когда статистические данные продемонстрировали, что потребление в регионе превысило 200 тыс баррелей нефти в день и выросло на 5% за год.

Совместный проект предусматривает строительство завода, спроектированного по модульному принципу, в формате государственно-частного партнерства. НПЗ будет находиться в совместной собственности государства (40%) и частного сектора (60%).

Для строительства выбран район Хойма из-за небольшой плотности населения и его близости к нефтяным месторождениям Уганды. Уганда, как и другие государства в региона, страдает от дефицита нефтепродуктов. Однако, по мнению аналитиков, планируемый НПЗ, увеличив региональные перерабатывающие мощности, обеспечит безопасность поставок, особенно в страны, не имеющие выхода к морю, такие как Бурунди и Руанда. Помимо того, что проект является стратегической инвестицией для региона и страны, НПЗ улучшит платежный баланс Уганды благодаря снижению импорта нефтепродуктов.

В соглашение о строительстве регионального НПЗ включено также строительство нефтепровода, который соединит месторождения Уганды с кенийским морским портом Ламу.

Однако анонимный источник в правительстве назвал проблемы безопасности фактором, который может помешать этим планам. Эксперты при этом отмечают, что строительство нефтепровода, возможно, окажется слишком дорогим. Участникам проекта придётся инвестировать не только в защиту от диверсий, но и в систему подогрева, обеспечивающую достаточную текучесть нефти.

Планируется, что новый НПЗ выйдет на проектную мощность к 2020 году. Ожидается, что на более поздних этапах к проекту присоединятся Эфиопия и Южный Судан.